Умение отказывать

как проходит выздоровление, какие радости и беды
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Умение отказывать

Сообщение Party »

НЕТ, ЗНАЧИТ – НЕТ!

Вам всякий раз неудобно отказывать людям в просьбах и вашей безотказностью беззастенчиво пользуются, даже если при этом явно страдают ваши собственные интересы? Эта статья для тех, кому важно:

- не брать на себя чужих обязательств;
- сохранять своё личное пространство;
- честно завершать отношения;
- научиться спокойно говорить «нет».

Прежде чем сказать «нет» или «да», нужно понять, что нам, собственно, предлагают. Если собеседник многословен, он не просит прямо и его речь наполнена объяснениями, дополнениями и эмоциями, через которые очень трудно добраться до сути, можно выслушать до конца – в надежде, что вскоре вы поймёте, о чём речь.

Но гораздо эффективней корректно прервать тираду и задать всё проясняющий вопрос: «Что вы хотите конкретно от меня?» Я обычно добавляю: «в одном предложении, пожалуйста». Если вам нужно время для принятия решения, обозначьте сразу сроки, когда вы готовы дать ответ, и каким образом он будет дан. «Я сама позвоню вам 15-го в четверг вечером». Если вы сразу понимаете, что это предложение вам не подходит, то наиболее экологично и для вас, и для собеседника отказаться сразу, а не отвечать уклончиво «даже не знаю», «может быть, не в этот раз», «давайте я вам перезвоню как-нибудь».

Корректный ответ в стиле «нет» состоит из трёх частей:

1. Сначала всегда суть: «Я не возьмусь за эту работу».
2. Затем пояснение: «Это не в моей компетенции». «Это не входит в мои обязанности, а мне и своих обязанностей хватает, хотелось бы выполнить их».
3. В завершение благодарность и прощание: «Спасибо за интересное предложение и за высказанное доверие. До свидания!» «Прости, что не смогла помочь. Пока!» «Я была очень рада с вами работать всё это время. Спасибо за ценный опыт и возможность учиться. С уважением…»

Казалось бы, всё просто – бери и делай! Тогда почему же, сказав «нет», потом мы часто все равно вынуждены согласиться? Мы попали на один или сразу на несколько крючков.

1. Лесть «Нам посоветовали вас как лучшего специалиста», «Ты же самая опытная среди всех!», «Ты тот, кто лучше всех делал эту работу. Ты пример ответственности и профессионализма!». После лести в нашу сторону нам хочется сделать что-нибудь в благодарность, чтобы оправдать чужие ожидания. Помните, у Макса Фрая: «Хвалить меня – очень правильная стратегия. Из добросовестно похваленного меня можно свить не одну сотню метров хороших, качественных верёвок».

2. Кроме тебя некому! «Ты же понимаешь, что больше некому…», «Ты с самого начала на проекте, кроме тебя, никто не знает хорошо эту работу». Подобные заявления вызывают в нас чувство вины и нежелание кого-либо подводить своим отказом.

3. Прямые или косвенные угрозы, шантаж «Мы напишем в департамент и всем расскажем, какой вы хвалёный «хороший» специалист», «У нас в отделе не любят самых умных», «Ты же понимаешь, что после этого мы не сможем дать тебе хорошие рекомендации». Собеседник рассчитывает пробудить в вас страх и неуверенность. Если после таких заявлений вы сдадитесь, помните, что это всего лишь манипуляция. И, однажды заглотив наживку, вам будет очень трудно потом выйти из игры.

Будьте честны и открыты. Не надо что-то придумывать. Будьте вежливы. Достаточно просто твёрдого «нет». Помните, что у вас всегда есть право отказаться. Даже от тех предложений, «от которых не отказываются».

/Ирина Дыбова/

Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Умение отказывать

Сообщение Party »

Еще пара статей по теме:

Умение отказать – путь к личной свободе

Большинству из нас было бы легче говорить “Нет”, если бы в не существовало более удобной альтернативы. Знаете, что это за альтернатива? Это болезнь. Да-да. Болезнь является следствием нашего нежелания и неумения отказать, и она бывает как мнимой, так и реальной.

Мнимая – это, когда мы притворяемся больными, чтобы не идти на работу или придумываем головную боль, чтобы… Это своего рода страховка от настоящей болезни. Реальная болезнь – это уже остановка по требованию нашего организма, сигнал о том, что мы шли против себя и нарушили свои пределы.

Что значит идти против себя? Делать то, что не хочется, боясь кого-то обидеть или опасаясь, что кто-то подумает о нас плохо. Мы готовы угождать кому угодно, только не себе. Мужья приносят себя в жертву, отправляясь с женами по магазинам. Друг дает крупную сумму в долг своему приятелю, а потом мучается, вернут ли ему деньги. Итог такого насилия над собой – разочарование, раздражение, обида и гнев.

Это происходит от того, что мы забываем о своей личной свободе, не хотим быть тем, кто мы есть. Не кажется ли Вам это странным: отказаться стыдно, неудобно и нетактично, а злиться, страдать и болеть – в самый раз?

Что мешает вам не идти туда, куда не хочется, не давать денег, чтобы не лишать себя, не ломать себя, чтобы оправдать чьи-то ожидания? Важно понимать, что вы управляете обстоятельствами, а не они Вами. У каждого из нас всегда есть выбор. У вас есть все, для того, чтобы обрести личную свободу.

Представьте, что Вы с нетерпением ждали пятницы, чтобы расслабиться после напряженной недели. Добравшись до дома, вы набираете теплую ванну, включаете любимую музыку, берете хорошую книжку, как вдруг звонит ваш друг и говорит, что хочет заскочить поболтать.

У вас есть два варианта: согласиться, но раздражаться и с нетерпением ждать, когда он, наконец, уйдет, или просто сказать, что устали, и не портить настроение ни себе, ни другу. Ведь это так просто.

Отказывайте, когда вам хочется отказать. Вы испытаете облегчение и легкость. Так вы проявляете любовь к себе. Научившись говорить “нет” себе и начинаете жить в согласии с собой.

Мы боимся отказать, потому что боимся не понравиться. Но вы же – не медальон на шее, чтобы всем нравиться. Хватит угождать, обделяя себя. Учитесь не нравиться. Гораздо легче сделать волевое усилие и сказать “Нет”, чем страдать и мучиться потом.

Учитесь отказываться легко. В любви к себе нет ничего предосудительного, вам нечего стыдиться и не за что себя винить. Только полюбив себя, вы сможете искренне дарить любовь своим близким, не ожидая ничего взамен.


Как отказать: 3 способа сказать “нет”

Недавно я писала о том, как важно не идти против себя и оберегать свои внутренние границы. Неумение сказать “нет” нарушает естественное для нас право на личную свободу и лишает нашу жизнь гармонии. Стоит ли говорить о том, как ловко некоторые люди пользуются безотказностью? Поэтому предлагаю вам несколько техник, как отказать.

Начните с того, что попытайтесь понять, что мешает вам говорить “нет”. Не пытаетесь ли вы, соглашаясь на все, о чем вас просят, заслужить чьи-то одобрение и любовь? Не боитесь ли вы лишиться дружбы и любви близких людей, отказав им?

Важно понять, что вам не нужно заслуживать чью-то любовь, вы достойны того, чтобы вас любили просто так, таким, какой вы есть. Если вы кого-то не устраиваете, то это вовсе не означает, что вы – плохой.

Ставя любовь к себе в зависимость от мнения окружающих, Вы рискуете потерять себя, перестать быть самим собой. Ваша уверенность в себе должна быть беспричинной. У Вас есть все основания не делать то, что Вам не нравится или то, в чем Вы плохо разбираетесь.

Техника простого отказа
Иногда для отказа достаточно просто сказать: “Нет” или “Спасибо, нет”. Не нужно извиняться, оправдываться или объясняться. Вы не должны чувствовать себе виноватым, отказываясь от того, что вам не по душе.

Говоря “Нет” вы отвергаете не человека, а его просьбу.

Чем проще отказ, тем он убедительнее. Говорите уверенным и вежливым тоном.

Техника мягкого отказа
Данная техника позволит вам не выглядеть слишком категоричным, вы сможете отказать более вежливо и деликатно.

Шаг 1. Проявите внимание к тому, кто к вам обращается.
Если просьба не совсем ясна, уточните, пока не будете уверены, что все правильно поняли. Если вас просят о невыполнимом или предлагают то, что вам не нужно – первым делом поблагодарите обращающего к вВам: “Я рад(а), что вы обратились именно ко мне” или проявите внимание: “Это интересное предложение”.

Шаг 2. Примите решение и сообщите о нем.
Определите, сможете ли вы сделать то, о чем вас просят, хотите и будете ли вы это делать. Если вы решили отказаться, то сообщите свою позицию: “Я слишком устал(а)”; “К сожалению, у меня другие планы”; “Последнее время я слишком занят(а)”; “Боюсь, ничего не могу для вас сделать”; “Извините, но я этим не занимаюсь”.

Шаг 3. Скажите “нет”.
Уверенно откажите: “Спасибо, нет”; “Нет, я не хочу”; “Нет, я не буду этого делать”; “Мне это не подходит”; “Это не в моей компетенции”.

Некоторые просители очень настойчивы. Они начинают Вас уговаривать, давить на жалость, пытаются пристыдить и шантажировать. Как это бывает? Вот некоторые вариации на тему:

“Я очень расстроюсь… Из-за тебя у меня будут большие неприятности…”

“Такой добрый человек как ты не может оставить в беде…”

“Если ты этого не сделаешь, ты мне больше не друг, я тебя брошу, я покончу с собой…”.

Все, что нужно делать в таких случаях – это повторять свое решение, как заезженная пластинка, пока ваш собеседник не поймет, что оно окончательное. Не стоит пускаться в долгие объяснения и оправдания – это даст оппоненту лишний повод поколебать вашу уверенность. Не усердствуйте с извинениями: чрезмерные извинения говорят о том, что если на Вас еще надавить – вы сдадитесь.

Техника перманентного отказа
Данная техника позволяет противостоять самым ловким манипуляторам. Она схожа с предыдущим приемом: обе техники начинаются с проявления внимания и благодарности. Этот этап работает как амортизатор, помогая смягчить напор.

Техника очень похожа на работу с возражениями клиентов в продажах. И здесь побеждает тот, у кого на один аргумент больше.

Шаг 1. Проявите внимание к тому, кто к вам обращается. Поблагодарите за доверие и предложение.
Шаг 2. Примите решение и сообщите о нем.
Шаг 3. Скажите “нет” и выслушайте аргументы собеседника.
Проявляйте сочувствие, но не включайтесь в решение проблемы: “Да, это действительно серьезная проблема, я понимаю” или: “Да, мне жаль, что у вас такая ситуация”, “Да, плохо дело, но я уверен(а), вы обязательно найдете выход”.

Шаг 4. Повторите аргументы собеседника, чтобы он понял, что вы их услышали.
Шаг 5. Произнесите вежливый и твердый отказ.
Смотрите собеседнику прямо в глаза. Говорите уверенным и спокойным голосом. Ваши поза и голос должны подтверждать вашу уверенность в принятом решении.

Вы не позволяете увести себя в сторону, не оправдываетесь и не объясняетесь. Вы благодарите, выслушиваете, сочувствуете, но гнете свою линию. Не попадайтесь на крючки манипулятора, когда он пытается вас задеть или обидеть, чтобы вовлечь в конфликт. Помните, что Вы не идете против кого-то, а лишь оберегаете свое право на личную свободу.

На заметку
Когда к Махатме Ганди приходил проситель, то иногда он не отвечал ни “да”, ни “нет”, а просто молчал. И когда молчание становилось невыносимым, любое озвученное решение воспринималось просителем с облегчением. Даже отказ. Тоже вариант, как легко отказать.
Оксана Гафаити http://mindspace.ru/



Литература по теме:

"Умей сказать "Нет!". Манипуляции в общении и их нейтрализация" , А. А. Осипова, издательство: АСТ, Астрель, Харвест, Серия: Школа успеха, 2008 г.

"Сначала скажите "нет"", Джим Кэмп, издательство: Добрая книга, 2012 г.

"Скажи "нет" манипулятору. 250 типичных сценариев манипуляций и как им противостоять", Сьюзен Ньюман, пер. А. Хелемендик, издательство: Добрая книга, 2007 г.
Ответить

Вернуться в «Выздоровление»