Аутсайдеры

Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Аутсайдеры

Сообщение Party »

Многие аддикты с детства были аутсайдерами. Эти дети не умели общаться со сверстниками, им было чуждо понимание команды, ощущение себя частью коллектива. В лучшем случае они находили себе одного приятеля по несчастью и вместе держались особнячком, в худшем были абсолютно одиноки, жили в своем воображаемом мире и терпели ненавистную школу. Друзья обычно у них появлялись позже, в старших классах вне школы, и тоже проблемные.

В интернете нашла сообщение человека, который пережил аутсайдерство:
Имею печальный опыт многолетнего аутсайдерства в школе, когда лучший друг даже не отворачивается - его просто нет. А с учётом того, что подобное притягивает подобное, большинство моих друзей обладает схожим анамнезом, и знаете - мы все сходимся в мысли, что этот опыт очень полезен: ты достаточно рано узнаёшь, что, когда тебя никто не понимает и не поддерживает - это не смертельно. Да, конечно, всегда есть книги, воображаемые друзья, собственное творчество, в конце концов, но тут мне видится важным такой нюанс: когда мы "разговариваем" с Киплингом, мы на самом деле разговариваем не с Киплингом, а со своими представлениями о нём, иначе говоря - сами с собой. То же относится и к воображаемым друзьям, придуманным мирам и пр. Это всё мы сами, только не такие, какие мы есть, а такие, какими хотели бы стать. Тут можно долго докапываться, сами мы придумываем "идеальных себя" или это тоже внушение извне, но факт остаётся фактом: если человек способен черпать силы в самом себе - он самодостаточен, и вопрос достижения таким человеком своих целей - всего лишь вопрос времени.
автор: http://helaterna.livejournal.com/

Безусловно, трудности нас делают сильнее, и человека, не зависящего от других, можно назвать самодостаточным, но не все так позитивно. У этой "медали" есть и другая сторона. Успех - далеко не все, что нужно человеку в жизни. Можно быть успешным и в то же время глубоко несчастным. Первые социальные навыки человек получает в детстве. Кроме микросоциума (семья) в его жизни появляется и макро-социум, в котором он встречается с богатым разнообразием индивидуальностей со своими характерами, традициями, законами и мнениями. И если базовые потребности ребенка (в безопасности и любви) реализуют родители, то потребность в принятии, уважении, самоактуализации, потребность во включенности в социум, в социальный обмен, человек удовлетворяет через макросоциум. И это тоже важные потребности. В контакте с макросоциумом также продолжает формироваться самооценка и многие социальные навыки. Ответы на вопросы "Кто я?" и "Какой я?" человек получает из социальной среды. Приобретая навыки социального общения в детстве, он в дальнейшей жизни развивает их, но если детство было ущербным в социальном плане, то дальнейшее социальное развитие становится еще более ущербным, и чем человек старше, тем сложнее скорректировать эту сферу. Одним из признаков психологически-здоровой зрелой личности является умение адаптироваться в социуме, "встраиваться" в него. У людей, переживших социальную изоляцию в детстве этот навык не только отсутствует, но и приносит им страдания.

При дефицитарной социальной сфере в детстве, мы можем получить автономного, целеустремленного взрослого, но с неадекватной самооценкой, комплексом неполноценности, непринятием себя и окружающего мира, неумеющего расслабляться и веселиться, испытывающего трудности в равном общении (коммуникация возможна с его стороны только с позиции "наставника"), и при стрессе уходящего в изоляцию, а стало быть, периодически страдающего от депрессий. Таким людям необходимо выделяться среди остальных, они не любят "работать на дядю" (в коллективе), часто бизнесмены-одиночки, или выбирают профессии, в которых возможна власть над другими людьми, спасение, научение, покровительство. Если все-таки они вынуждены работать в коллективе, то чувствуют себя в нем одинокими, непонятыми и бесконечно жалуются на сотрудников. Одна моя клиентка говорила: "В коллективе я могу быть только в двух состояниях: либо я звезда, либо г**но, среднего быть не может". Часто они используют материальные блага, чтобы возвыситься, "купить" расположение к себе, сделать окружающих их людей зависимыми от них. Многие из них очень любят животных. Настолько, что могут стать вегетарианцами, содержать приюты или страдать от накопительства животных в доме, в общении от них можно услышать, что животные лучше людей, не предадут. Заводя животных в доме они пытаются заполнить свой социальный вакуум.

Разумеется, причины аутсайдерства в детстве. И формируется не без участия родителей. В прошлом году я работала с детьми-изгойями. В беседах с их родителями я спрашивала: "Что Вы говорили ребенку, когда он рассказывал Вам о том, что дети над ним смеются, обижают его?", ответы были похожими: "Я говорила чтобы он не обращал внимания на дураков, что все дети злые...". Я уточняла: "Разумеется, его Вы к дуракам и злым не причисляли? Злые и дураки все вокруг него?", и продолжала вопросом: "Скажите, а как ребенку строить отношения со всеми этими злыми детьми?". Некоторые дети получают от родителей прямые установки: "Никому нельзя доверять кроме родителей", "Зачем тебе друзья? У меня были друзья, они меня предавали", и т.п. К сожалению, сами родители выстраивают стену между ребенком и коллективом, они учат ребенка делить мир на Я и ОНИ, подчеркивая особенность своих детей. Поэтому, работая с их детьми я поняла, что не их отвергают, а они отвергают. В их сознании сформулировались иррациональные теории, выстроенные на неадекватной самооценке: "Я не такой как они, я другой, я плохой, я не достоин общаться с ними, я не умею как они веселиться, разговаривать, общаться, я им не нужен", или "Я не такой как они, я особенный, умный и неординарный, они все тупые, с ними не о чем разговаривать, мне они не нужны". Они игнорируют сверстников, а те, в свою очередь, задирают их, чтобы получить хоть какую-то эмоциональную реакцию.
Родители аутсайдеров тоже, как правило, не имеют друзей, часто, это замкнутые, изолированные семьи, в которых редко бывают гости. Или если все-таки у них есть какой-то круг приятелей, то отношения с ними лицемерные: встречаясь они демонстрируют улыбки и доброжелательность, после расставания "перемывают им кости", разумеется для детей такой образец поведения разрушителен.

В терапии с проблемами аутсайдерства основное: работа с эмоциональным интеллектом (особенно с выражением чувств), самооценкой, принятием себя, избавлением от комплекса вины, безоценочностью, ощущением себя частью социума (коллективов), понимание разницы между индивидуальностью и особенностью, а также приобретением навыков "горизонтального" общения и честной, прямой открытой коммуникации.
Ответить

Вернуться в «Проблемы зависимых»