Верования - некритически усвоенные и не подвергающиеся критике вербально сформулированные представлениях о себе, людях и мире.
У каждого человека есть верования о себе (например, «я быстро учусь всему новому» или «компьютер не для меня»), есть верования о людях рядом («люди в основном хорошие», «людям нельзя доверять»), есть верования о мире и жизни («жизнь черно-белая и за белой полосой обязательно будет черная», « жизнь – радостная и хорошая всегда!»). Отдельная статья - убеждения и верования девушек в отношении мужчин...
Проблемные верования о мире обычно называются предрассудками, верования о себе и своих возможностях - это самооценка и образ себя.
Это те (как правило, не осознаваемые или не вполне осознаваемые) предположения о людях и мире, которые человек отказывается как ставить под сомнение, так и подтверждать какими-либо аргументами. Не просто отсутствие, а именно внутренний отказ подтверждать свои представление доводами и аргументами делает их верованиями, иррациональными установками.
Чем реже люди думают, тем чаще они живут не убеждениями, а верованиями.
По формату верования могут быть:
Позитивные и негативные. Пример: я классный! и я тупой?… (вы уж сами догадайтесь, какое из верований позитивное!)
Ответственные и безответственные (я решил! - мне пришлось…)
Освобождающие (двигающие) - ограничивающие (тормозящие) Например, мне это по силам! - или "Мне не дано…" Смотри Ограничивающие и освобождающие верования
Конфликтогенные - синтонные ("Все люди гады!" или "Люди - добрые")
Адекватные и нет. ("Все, что я люблю, должно принадлежать мне всегда").
В наступательной и агрессивной форме верования превращаются в должнонанизм - жесткие, абсолютистские, не учитывающие реалии, категорически-нормативные и настойчивые представления о том, какая должна быть жизнь и какие должны быть отношения между людьми.
Негативные, конфликтные, безответственные и ограничивающие - это, как правило, проблемные верования. Есть гипотеза, что на наши цели лучше работают верования конструктивные: адекватные, позитивные, ответственные, двигающие и синтонные верования. Верования пронизывают всю нашу жизнь. Верования влияют на наши ситуативные эмоции и общее настроение. Можно сказать, что наши эмоции - зеркало наших верований, и, меняя верования, можно управлять многими из своих эмоций. Верования разрешают, запрещают или предписывают нам делать или другое, а через это - наши верования влияют не только на нас, но и на окружающих нас людей. Верования создают нам наши правила жизни, служат ориентиром при выборе целей. В руках человека, живущего осознанно, это инструмент управления собою, своими взглядами своим поведением. Однако чаще, в связи с их неосознанностью, верования нам мешают.
Работа с верованиями
К религиозности либо не религиозности верования не имеют никакого прямого отношения, и работа с верованиями - часть обычной психологической, психотерапевтической и педагогической работы, в том числе коучинга. Основные направления, ради чего обычно идет работа с верованиями, это состояние внутреннего хорошо, устойчивая самомотивация, налаженные отношения с окружающими и общая успешность.
Например, за привычкой возмущаться обычно стоят два вида верований: верования "хорошо - плохо" ("Грубость - это плохо!") и верования, как на нечто "плохое" нужно реагировать ("В отношении таких вещей естественно возмутиться, потому что это - возмутительно!"). Если первое верование ("Грубость - это плохо!") скорее разумное и адекватное, то второе верование ("Грубостью нужно возмутиться!") - достаточно спорно. Полицейский грубость пресечет потому, что это нарушает общественный порядок, при этом не очевидно, что его что-то возмутит.
К религиозности либо не религиозности верования не имеют никакого прямого отношения, и работа с верованиями (предрассудками) - часть обычной психологической, психотерапевтической и педагогической работы, в том числе коучинга.
Бытовое название работы с верованиями - прочистка мозгов клиента.
В транзактном анализе прочистка мозгов политкорректно называется деконтаминация - освобождающая терапия от замусоренного состояния Взрослого иллюзиями Ребенка или предрассудками Родителя: "А, готовиться к экзамену не обязательно, как-нибудь сдам!" - иллюзии Ребенка. "Все мужчина - сво...!" - предрассудки Родителя.
Основные направления, ради чего обычно идет работа с верованиями (могут быть и другие):
Внутреннее "Хорошо"
Создание мотивации и перспектив развития
Лады с окружающими
Как результат - успешность как в личной, так и в деловой сфере.
Работа с верованиями
Работа с верованиями обычно состоит из следующих шагов.
Первое - это инвентаризация верований: нахождение того, что можно считать верованиями, составление их списка.
Например, за привычкой возмущаться обычно стоят два вида верований: верования "хорошо - плохо" ("Грубость - это плохо!") и верования, как на нечто "плохое" нужно реагировать ("В отношении таких вещей естественно возмутиться, потому что это - возмутительно!"). Если первое верование ("Грубость - это плохо!") скорее разумное и адекватное, то второе верование ("Грубостью нужно возмутиться!") - достаточно спорно. Полицейский грубость пресечет потому, что это нарушает общественный порядок, при этом не очевидно, что его что-то возмутит.
Второе - определение вредных, мешающих верований. Верования могут мешать развитию, продуктивному мышлению, портить отношения, портить настроение, порождать ненужные переживания. Если человек верит: "Утро добрым не бывает!", рано или поздно он добьется того, что любое утро у него будет регулярно хмурым. Верование "Жизнь как зебра - за белой полосой обязательно будет черная!" - обязательно спровоцирует депрессивный фон после дней с приподнятым настроением. Верование "Любовь не может длиться вечно!" подталкивает к тому, что человек не следит за своими чувствами и их теряет. В целом, убежденность "Эмоциями нельзя управлять" (вариант "Эмоции контролировать вредно") - также ведут к дестабилизации эмоционального тона. Смотри Управление эмоциями, Контроль эмоций, Эмоции и верования
Третий шаг - снятие вредных, мешающих верований. Верование, на каком-то этапе ставшим неадаптивным, мешающим решению жизненных задач, можно снимать. Как правило, предпочтительнее не бороться с мешающим верованием, а действовать позитивно, приживить новое, более полезное верование. Важно, чтобы новое верование было экологичным, не противоречило системе ценностей конкретного человека, соответствовало культурным и этическим нормам общества. Однако в ситуациях, где требуется быстрое решение вопроса и не до экологичности (иначе "ноги протянем"), используются и силовые решения.
Смотри видео: На заявление Кисы Воробьянинова «Никогда! Никогда Воробьянинов не протягивал руки!» (внутренний запрет на попрошайничество) Остап Бендер поставил вопрос жестко: забудь про эту глупость, выжить важнее, чем данное дворянское верование.
И последний, четвертый шаг - приживление полезных верований. Это можно делать через проговор, через объявление (декларацию), через новое действование. Чтобы овнутрить новую установку, ее хорошо проговорить на тренинговой группе несколько раз нескольким людям. Например: «Я могу чувствовать что угодно в отношении кого угодно. Чувства и эмоции - это только чувство, а не руководство к действию!». Другой вариант - осуществить новое для себя поведение, реализующее новое, полезное верование. Во многих тренинговых практиках для этого используется упражнение "Нестандартные поступки".
Именно на работе с иррациональными убеждениями (верованиями и комплексами) специализируется когнитивно-бихевиорального подхода, основоположниками которого являются А. Эллис и А. Бек.
http://www.psychologos.ru/articles/view/verovaniya