зависимый и церковь

религиозная мудрость
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

зависимый и церковь

Сообщение Party »

Зависимая личность и Церковь

Зависимый человек, которого просто лишили объекта зависимости (именно это происходит при «обете непитиЯ», как и при кодировании, «вшивании», применении блокаторов, и пр.), становится глубоко несчастным существом, хотя зачастую и не признаётся в этом. Он ведь не изменился: ему по-прежнему больно и страшно смотреть на мир трезвыми глазами (у него, скорее всего, это с детства) и он не понимает этого и привык это скрывать. В попытках примирить свою внутреннюю действительность (боль и дискомфорт) с ожидаемым результатом (трезвость, радость, адекватность чувств, душевный покой), которого нет, он использует привычную патологическую лживость и обманывает себя и других, стремясь казаться «нормальным».

В тяжелых муках страха и предубеждений, в Православной Церкви признали, что догматических и канонических препятствий православным христианам для выздоровления в Анонимных Сообществах нет. Однако постоянно говорят о необходимости создания в лоне Церкови «альтернативы Анонимным Сообществам", а так же создаются православные реабилитационные программы с применением «12 шагов». И в этом стремлении пытаются, в том числе, воцерковить программу «12 Шагов». И здесь возможны варианты. Например, «12 Шагов» встраиваются не измененными, как составная часть, в более обширную программу реабилитации, и принципы их сохраняются, по возможности максимально (в том числе и дальнейшая жизнь по этим принципам). В таком случае, катехизация и воцерковление происходят постепенно, параллельно с повышением уровня трезвости, честности перед собой (а психотерапевтические методы, если они есть, помогают в преодолении кризисов и «блоков» в выздоровлении). И тогда не то, что не препятствуют членству в Анонимных Сообществах, но это и приветствуется.
Но, к сожалению, чаще всего, при этом пытаются изменить саму программу «12 Шагов», введя в нее конкретную концепцию Бога и «вырезав» все, что не угодно автору программы реабилитации. И, чаще всего, руководители Программы «преподают» шаги выздоровления, навязывая концепцию (интерпретацию), а не делятся личным опытом (сами при этом, зачастую не делая эти шаги). Таким образом, потерявшие свои важные особенности «12 шагов», используются лишь как средство для управления своими состояниями, самоанализа, тренинга и тому подобного, а главное, воспринимаются, как некие ступени достижения определенного уровня управления жизнью (что противоречит самой сути этой Программы). В таком случае прохождение шагов Программы заканчивается отвержением главного их принципа: «… применяли эти принципы во всех наших делах», - то есть, применение Шагов на каждодневной основе и отдача своего личного опыта тем, кто хочет выздоравливать от таких же проблем. Это приводит к низкой эффективности программы выздоровления в качественном и количественном аспектах. Связано это с тем, что в условиях реабилитации прогрессирующая болезнь – зависимость – подстраивается под новые жесткие условия - четкую богословскую концепцию, навязанную святость определенного учения, требования к поведению и проявлениям чувств, жестким правилам. Дело в том, что условия строгой конфессиональности при реабилитации придают ей яркую «сектантскую окраску» (контроль мыслей, чувств, информации, групповое давление против критического мышления). Православные люди, например, составляющие общину, не могут быть канонически и догматически безразличными. И если в основу (в приоритет) реабилитации кладется воцерковление, а не выздоровление от болезни, то такое небезразличие приобретает форму навязывания (опеки). На начальном уровне выздоровления, когда многие «привычные формы выживания» у зависимого еще сильны, а уровень честности перед собой и здравомыслия очень низок, это приводит лишь к смене форм поведения, без изменения содержания. Лукавство становится более изощренным, прикрытым «выздоровленческими» и религиозными терминами, внутренние проблемы не разрешаются, а внешние их проявления «списываются», как на «духовную брань» и прочие религиозные аспекты. И решения предлагаются такие же: «не гневайся», «возьми себя в руки», «понуждай себя поступать вот так-то»… Рождаются новые наслоения самообмана, новые маски и роли. Это, что касается системных программ реабилитации.
Что же касается групп самопомощи, то получается, что с введением конфессиональной направленности эта группа, во-первых, становится пригодна для довольно узкого круга людей. Сколько скажем, из пяти ближайших церковных приходов, воцерковленных людей, признают свои зависимости и готовы честно говорить об этом? Мало. Кроме того, в таком случае, в рамках группы появляются еще «высшие авторитеты»: догмы, каноны, многочисленные традиции, Писание и Предание, а так же живой опыт каждодневной церковной жизни, которые просто заслоняют собой работу над личными "низменными" проблемами. В такой среде возникает дух идеализма, вина за несоответствие нормам, желание им соответствовать, хотя бы внешне. А ведь группы самопомощи подразумевают (и внутренне требуют) стремление к такой открытости, для которой все внешнее должно уйти для честного раскрытия внутреннего (для этого и существует Анонимность - отсутствие регалий, социального статуса и прочего, в рамках Сообщества). Иначе на пути выздоровления встают практически непреодолимые преграды.

Опыт выздоровления миллионов людей подтверждает, что симптомы неизлечимой болезни - зависимости - проявляются и через много лет выздоровления, они приобретают новые изощренные формы. Сама аддикция – лишь один из симптомов (другие проявляются и без него). С ростом уровня здравомыслия, с повышением качества выздоровления и с духовным ростом, человек продолжает открывать в себе эти "дефекты характера", на новых уровнях, и работать над ними. Внешне они проявляются в греховном поведении, и это отдается Богу на исповеди (или как часть 11 Шага в Программе). Но вот внутренние причины и условия необходимо прорабатывать, а значит - вскрывать и так же открывать Богу перед людьми (тогда как на исповеди это стало бы скорее оправданиями или самоанализом, которому там не место и время). Обнаруженные мотивации и причины, зачастую настолько примитивны и низменны, что являются очень интимными и граничат с так называемой «обнажёнкой». Рассказывать же об этих проблемах в конфессиональной группе с высокой морально-нравственной планкой, практически не реально. Особенно, для человека, много десятилетий практиковавшему и совершенствовавшему лукавство, привыкшему «казаться кем-то», а не «быть». Поэтому на группах с конфессиональным уклоном чаще всего происходят разговоры на отвлеченные темы, высказывания мыслей "по поводу", обличающие обратные связи и конечно рассуждения о Боге и от Его имени. Это все очень сильно мешает выздоровлению и решению личностных проблем. Обрядово-религиозная сторона жизни для зависимого человека - зачастую лишь очередная маска, возможность примерить новую роль. Один из важных симптомов аддикции (зависимостей и созависимости) – ложь окружающим и себе (маски и роли), которым человек учится и в которых совершенствуется с самого детства. Религиозность, в условиях отсутствия выздоровления, становится лишь частью болезни – еще одной личиной, возможностью спрятаться, уйти от необходимости всерьез решать свои личностные проблемы (для чего надо встретиться лицом к лицу с правдой о себе и своей болезни). А иллюзорная возможность переложить ответственность за свою жизнь на обряды, старцев, батюшку или магизм, уводят еще дальше от честности и трезвости. И от веры. Поэтому с таким упоением многие люди, склонные к аддикциям и зависимым формам поведения, практикуют фанатизм, обрядовые подвиги, ввязываются в различные виды борьбы «за чистоту веры», склонны к апокалиптическим учениям, сектантскому мышлению (разделяя мир на «своих и чуждых»), и другим деструктивным проявлениям.

«Солью» программы «12 Шагов» и деятельности Анонимных Сообществ, работающих по ней, является отсутствие догм и построение рекомендаций в виде лишь предложений из личного опыта. Так же строятся и группы самопомощи – на личном опыте. Однако, на большинстве групп действует четкое ограничение - не говорить о других людях, от имени других людей или Бога. Так же на некоторых из групп просят ограничить в своих высказываниях конфессиональную тематику и пропаганду конкретных религий (это не помеха делению своим личным религиозным опытом), так же как и рекламу конкретных реабилитационных и иных программ выздоровления. В таком русле, высказывающийся человек просто вынужден говорить о своих личных переживаниях, о своем опыте и лично раскрываться на собрании. И все это никоим образом не мешает человеку быть глубоко (или не очень) религиозным. Более того, например, в литературе Анонимных Алкоголиков много раз говорится о том, что личная религиозность полезна для выздоровления и одобряется Сообществом. Хотя на отдельных группах и можно столкнуться с негативными высказываниями относительно религиозности, в конце собрания, чаще всего делается акцент на том, что все, высказанное на собрании является личным мнением высказывавшихся, а не Сообщества в целом.
В связи с вышесказанным, очевидно, что навязанное и преждевременное смешение выздоровления от зависимостей (созависимости) с религиозной жизнью, пришедшее на смену ригидному отрицанию вообще необходимости выздоравливать, оказалось неэффективным и даже вредным. В таких условиях принятие религиозного осмысления жизни не наступает эволюционно, изнутри, а навязывается снаружи, под давлением. А это лишает свободы, честности и построению личных отношений с Богом. А значит - лишает и самого выздоровления и трезвой религиозной жизни - тоже.
Очевидно, что стоит разделять выздоровление от аддикций (от болезни) и религиозный путь человека. В обоих направлениях человек должен двигаться добровольно, осознанно и пошагово. Со временем, уровень духовного роста позволит выздоравливающему человеку самому найти точки сопрокосновения и каждая из этих сфер роста личности дополнит другую и целостность личности вообще.
Что же касается сугубо вопроса воцерковления (миссионерства и катехизации), то у церковного клира есть все возможности воцерковлять выздоравливающих людей, а не Программу "12 Шагов". Именно для этого Священноначалие и разумные священники призывают предоставлять группам самопомощи церковные помещения и прочую поддержку, не нарушающую традиции самих Сообществ. Для этого же необходимо посещать открытые собрания Сообществ, интересоваться концепцией Программы и предлагать свои услуги желающим.
Многие зависимые, пришедшие к начальному уровню понимания духовной жизни (как поиска опоры на Что-то Высшее), к нравственному переосмыслению свой жизни, честности и открытости, захотят пойти дальше в духовном росте. Согласно рекомендациям Анонимных Алкоголиков, например, зависимым стоит присматриваться и даже "понять, в чем правы верующие" (Большая Книга АА).
Так что, у миссионеров есть все возможности для миссии, при достаточном собственном трезвении и собственной честной жизни в Боге. Особенно, если на церковных приходах будет настоящая общинная жизнь, способная поддержать ресоциализационный аспект становления личности зависимого.
И еще один вопрос. Почему, с точки зрения православного, нельзя препятствовать чадам Церкви продолжать активное выздоровление и деятельность в Анонимных Сообществах? Во-первых, потому, что болезнь неизлечима и прогрессирует (и как говорилось выше; через много лет все равно остается потребность работы над собой). Во-вторых, какая это черная неблагодарность Богу - уйдя на якобы высокий духовный уровень, не делиться своим личным опытом с новичками, для которых хоть несколько дней побыть трезвым (спокойным, отделенным от болезни) - настоящее достижение и возможность остаться в живых! Ведь это - главный ресурс выздоравливающего - опыт, которого еще нет у новичка (а не мнить себя "правой рукой Бога", кинувшись в глобальные служения). Утраченные возможности, упущенные шансы, потерянные семьи и отношения, беды и проблемы, становятся "золотым фондом" для сАмого очевидного служения - дать такому же бедолаге шанс. А в-третьих, кто как не воцерковленные люди, демонстрируя своим личным примером высокий уровень духовности, радости в Боге, терпимости, смирения и эффективного выздоровления помогут начинающим выздоравливающим "понять, в чем же все-таки правы верующие"? :-)

Денис Злобин для Проекта "Без наркотиков"
Ответить

Вернуться в «Религия в помощь»