Зависимость от религиозных сект

нехимические зависимости, их проявления
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Зависимость от религиозных сект

Сообщение Party »

Религиозный фанатизм или религиозная аддикция?

В последние годы, в связи с расширением деятель- ности самых разнообразных религиозных структур, в том числе и тоталитарных религиозных сект, широкое распространение получила проблема зависимости от них.
Хотя религиозная аддикция может развиться в рамках любой конфессии, наибольшим аддиктив- ным потенциалом, безусловно, обладают секты, причем, повторимся, секты тоталитарные, приме- няющие разнообразные психотехники при вер-
бовке неофитов и религиозных ритуалов.
во время проведения
Большая часть людей (но не все!) попадает в секты в состоянии психологического кризиса, от- чаянья, вызванного неудачами, болезням и тому подобными причинами. Секты используют именно это состояние, чтобы «помочь» человеку реализо- вать потребность в заполнении душевной пустоты, снизить тревогу, обещая быстрое и окончательное решение вопросов.
Как правило, секты стремятся к контролю. Здесь посредником между Богом (богами) и членами общины выступает некий учитель, гуру, нередко наделенный практически неограниченной властью. Религиозную зависимость и отличает устойчивая потребность переложить ответственность за свои взаимоотно- шения с Богом на сильного наставника, учителя или старца, который должен установить регламент взаимоотношений с Богом: что читать, что есть,
278
сколько спать и т.д. Иногда религиозная зависимость может скрываться за вполне притягательными для оп- ределенного типа людей формулировками: «отсечь свою волю»; «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». Вряд ли человек без воли и без уве- ренности в собственной ценности способен на какой- либо значимый поступок. Но, попав в кризисную си- туацию, бывает, что он непрестанно ищет, кто бы ему «дал совет», кто бы решил за него его проблемы. По мнению Ц.П. Короленко и Т.В.Дмитриевой (2001), «сравнение изменений, происходящих в психике человека в ре- зультате его участия в секте, с изменениями, возникающими при аддикции, может проводиться и с количественной стороны, выражаясь в том и другом случае в стремлении человека полу- чать все больше переживаний».
Это счастье?
В последние годы отмечено сильное влияние сект, включающее в себя восточную медитацию, попытки исцеления, тантрические ритуалы, мисти- ческую терапию, карты Таро, канализирование71. Погружение человека в
279
мир достаточно далеких представлений, способствует стимуляции глубин- ных сфер его подсознания. Такое состояние непривычно, представляет угрозу для целостности психики. Угроза заключается в возможности прорыва и инфляции сознания материалами коллективного подсознания. Принятые в восточных культурах подходы интерпретируются и применяются сектами в соответствии с разработанными в них практиками индоктринации72.
Специалисты, изучающие эти явления, обращают внимание на то, что
участие в сектантских группах приводит к появлению эмо- циональной регрессии, в процессе которой изменяется точка зрения человека на происходящие в мире события с неза- метным, постепенно углубляющимся разрывом с реально- стью. Предлагаемое сектами бегство в призрачный мир приводит к самоизоляции и отчуждению. Существует угроза расщепления сознания, что клинически проявляется в появ- лении психических нарушений. Известно, что у человека, подверг- нутого сенсорной депривации в течение длительного времени, даже без специального индоктринирования, возникает значительное оживление функ- ционирования так называемого архаического мозга со стимулированием вооб- ражения, фантазий, с появлением снов наяву (специальные методы индоктринации усиливают этот процесс и придают ему определенное содер- жание).
Специалисты по деструктивным культам обращают внимание на то, что приблизительно половина членов различных групп проявляют психоти- ческие шизофреноподобные изменения, нарушения восприятия. Все это приво- дит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни. По мере потери человеком этой способности у него нарастает отчуждение, снижается толерантность к трудностям. Возникает опасность возникновения аддик- ций.
В процессе деятельности сект происходит совершенствование используе- мых ими техник и ритуалов.
Большая часть людей попадают в секты в кризисных ситуациях. Ин- теграция в группу, осознание и впитывание в себя идей спасения и излечения приводит к ощущению того, что сбывается какая-то мечта с возникновени- ем убеждения в исполнении духовных надежд.
Секты реализовывают стремление человека заполнить имеющийся у него психологический дефицит и преодолеть тревогу. Экзистенциальный страх, появляющийся у челове- ка, делает его идеальной жертвой различных тоталитарных групп, в которых он освобождается от беспокоящих его мыс- лей. После пребывания в секте процесс возврата в реальность труден, так как путем аутосуггестии73 человек убеждает себя в том, что он получает в группе именно то, чего он хочет. Секты обещают окончательное решение
280
вопросов по принципу «fast food» (быстрого питания). Соблазнительность сект заключается в обещании немедленного исполнения желаний. Пребы- вание в секте сопровождается попаданием человека в глубо- кую психологическую деструктивную зависимость от нее. Некоторые авторы называют эти психические изменения руинизацией психики, при которой человеку становится все труднее использовать свои потенциальные интеллектуальные и волевые возможности.
Секты стремятся к контролю, к власти ограниченного круга лиц. Это стремление, естественно, не рекламируется. Различные учения, способы спа- сения, групповые ритуалы предлагаются для того, чтобы за их занавесом скрыть реальные цели, преследуемые сектами. Реальность оказывается про- тивоположной тому, что секты обещают. Например, вместо обещан- ных сектой свободы, просветления, разрешения проблем, человек получает контроль над своим сознанием, отчуждение и деперсонализацию. Руководители сект делают членов своими добро- вольными последователями, проявляющими слепое послушание. Надежда на спасение души в секте способствует потере своего Я и формированию готовно- сти делать все, что требуют. На это рассчитывают руководители сект, индоктринирующие членов и делающих их послушными инструментами реализации своих идей.
Индоктринация является массивным психологическим средством влия- ния на индивидуума или группу с целью внедрения мнения, идеи, системы взглядов, отношения к происходящим событиям и др. Наибольшее значение имеет внедрение стереотипа мышления в рамках определенной парадигмы, появляющееся под воздействием массивного психологического давления. В ре- зультате индоктринации члены секты попадают в многосто- роннюю зависимость от группы. Опасность динамики, имеющей место в секте, заключается в том, что психологическая манипуляция проис- ходит незаметно и членами секты не распознается. Поэтому члены группы лишены возможности развить стратегии психологической защиты. У вновь прибывших в секту складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Они убеждены в том, что предлагаемые им убеж- дения соответствует их собственным идеалам, неоформленным и нереализо- ванным до момента попадания в секту. Остальные члены секты воспринимаются вновь прибывшими как приятные, всегда готовые прийти на помощь люди. Происходит бомбардировка новичков любовью членов сек- ты со стажем. Интересно отметить, что родители не являются сколько- нибудь серьезным препятствием, мешающим вступлению в секту, в силу того, что их влияние менее сильно, чем влияние членов секты.
В работах по изучению техники аудитинга, применяемого в сектах, отмечается, что применяемые суггестивные процедуры делают человека подверженным манипуляциям аудитора (терапевта).
281
Суггестивные процедуры ослабляют контроль над реальностью, человек начинает верить в то, что он может вспомнить события, происшедшие с ним до рождения. По мере роста зависимости человек начинает чувствовать свою избранность, в связи с развитием у него способности к преодолению како- го-то барьера, например, появления возможности выхода за пределы собст- венной жизни, воспоминаний себя в другом времени. Все это интерпретируется как признаки духовного выздоровления. Возможна реали- зация тенденции изоляции пациента от родителей, от семьи путем приви- тия ему чувства вины в том, что существующие ранее отношения с родителями были несовершенны. Родители, сопротивляющиеся влиянию сект, попадают в категорию подавляющих лиц, являющихся потенциаль- ным источником неприятностей. Способ воздействия является безличност- ным, выходящим за пределы личности, аудитор никогда не вникает в личные проблемы пациента, безучастно сидит, а, возможно и насвистывает какую-то мелодию, несмотря на переживаемое пациентом во время терапии кризисное состояние. Такое поведение заимствуется в какой-то степени из психоанализа, но вызывает у лабильных, неуверенных в себе людей трево- гу, депрессию, психотические расстройства, что делает человека еще более внушаемым.
Для многих сект характерна тоталитарная структура с тенденцией к групповому принуждению и полному подчинению членов вплоть до совершения массового самоубийства, (например, массовое самоубийство, включающее убийство почти 300 детей в Джонстауне в 1978 году, трагедия секты Дави- да в 1993 году и др.).
Выделены следующие фазы в индоктринации членов сект:
1. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена секты. На этой фазе происходит эмоциональное дес- табилизирование человека и запутывание в противоречиях. Вербующий член секты старается вызвать доверие на длительное время, демонстрирует же- лание оказать помощь нуждающемуся, направив его на верный путь. Чело- век, осуществляющий вербовку, выглядит воодушевленным, радостным, проявляет себя членом сообщества, которое всех делает счастливым.
2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является психологи- ческая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечений может быть разнообраз- ной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видео- кассет, во время которых учения, излагаемые основателями секты, выдаются порционно. Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Активно используются комплименты и похва- лы. Таким образом, человек получает приятную для него эмоциональную
282
поддержку. Процесс ввода в учение направлен на усиление контроля над мыслями и чувствами. Активно используется аутосуггестия, при которой человек начинает считать, что он получает в секте именно то, к чему стремился. Создается своеобразная картина иллюзорного мира, обладающая аддиктивной привлекательностью. Вербовщики пытаются убедить человека в том, что пребывание в секте сделает его при- ближенным к элите, открывшей для себя особую правду. Постепенно у вер- буемого исчезает критическое отношение, которое могло присутствовать ранее. Параллельно прививается стремление к достижению значимой цели.
Индоктринация приводит к появлению у людей новой идентичности, новой, личности, думающей, чувствующей в иных категориях, используется другая система ценностей. Формируется новая, аддиктивная личность.
Наличие новой идентичности приводит к расщеплению личности с воз- никновением в подсознании ощущения опасности и несоответствия. Сущест- вует точка зрения, свидетельствующая о том, что сформированная у человека аддиктивная личность конфронтирует с прежней личностью. Ощущение раздвоенности может провоцировать эмоциональное напряжение. Подсознательные импульсы при наличии двойной идентич- ности не контролируются в достаточной степе- ни. Возможность прорыва энергетического потенциала из глубины подсознания возрастает в этих состояниях. Имеет значение не только явление расщепления (наличие двух лич- ностей – аддиктивной и условно нормальной), но и содержа- ние переж иваний аддиктивной личности.
Спецификой формирования аддиктивной личности в рамках секты яв- ляется более выраженная опасность возникновения психического заболевания, что подтверждается практикой. Анализ показывает, что психические на- рушения шизофреноформного характера у патологических азартных игро- ков, у лиц с перееданием, встречаются реже, чем у членов тоталитарных сект. Аддикция к секте в этом плане представляет значительно большую опасность.
Со временем у члена секты критическое осознание угнетается, преж- няя личность вытесняется;
Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежними корнями. Жизнь течет в лоне группы. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой;
Альенация (отчуждение) от окружающего мира и изоляция, про- исходят параллельно с все большим вхождением в жизнь секты.
Укрепляется приверженность к учению секты, характеризующаяся уси- лением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой.
283
Таким образом, религиозная зависимость, как и любая другая, становится одним из способов бег- ства от тревоги, ответственности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы. И эта аддикция представляет большую опасность, чем пищевая или игровая зависимости, поскольку чаще вызывает психические нарушения шизоф- реноформного характера.
Ват Тхамкрабок
Вместе с тем, нельзя отрицать, что религиозные со- общества могут оказать существенную помощь при проведении реабилитационных программ, например, с наркозависимыми (специальные школы, лечебницы при монастырях как в России, так и в мире). Как пока- зывают зарубежные исследования, введение в реабили- тационные программы алкоголиков и наркоманов тренингов, связанных с развитием духовности и воспи- тания религиозного чувства, положительно оценивает-
284
ся и самими пациентами, и специалистами. Опыт ду- ховной реабилитации наркозависимых успешно меняется и в нехристианских странах. Так, в Таиланде в буддийском монастыре Ват Тхамкрабок с 1957 г. проводится успешная программа реабилитации наркозависимых, где, помимо общеукрепляющих про- цедур, используются медитативные техники, а по окончании пациенты дают святой обет никогда не принимать наркотики в будущем. Эффективность реа- билитации у прошедших программу составляет до 70%.
В буддийском монастыре Ват Тхамкрабок, расположенном в Таиланде (140 км к северу от Бангкока) уже более пятидесяти лет проводится про- грамма по реабилитации наркоманов и алкоголиков. В монастыре лечатся не только тайцы. Сюда постоянно приезжают и иностранцы. Пройти реа- билитационную программу может любой – лечение здесь совершенно бес- платное. За время существования центра реабилитационный курс тут прошли более ста тысяч человек со всего мира. Наркозависимые очищают организм травяным чаем и травяными таблетками. Кроме того, в мона- стыре используется трудотерапия: проходящие лечение наркоманы работа- ют по 14–1 6 часов в день.
Часто монахи предлагают навсегда остаться в монастыре, где нет мирских соблазнов.
Однако следует различать реабилитационные про- граммы, проводимые традиционными религиями и то- талитарными сектами. Нужно признать, что эффективность в плане отказа от употребления ПАВ в ряде сект даже выше, чем в традиционных христиан- ских реабилитационных центрах. Возможно, это связа- но с тем, что, помимо аддикции общения и религиозной аддикции, формирующейся во всех рели- гиозных реабилитационных центрах, в сектах, исполь- зующих различные психотехники, во время проведения богослужений у последователей возни- кает измененное состояние сознания. Химические
285
аддикты, особенно наркоманы, в прошлом принимали наркотики именно с целью изменения сознания, по- этому подобные «богослужения» вызывают у них мощ- ное подкрепляющее действие, подобно наркотику. Все это повышает аддикцию к секте, проводящей подобное «лечение». Так, активно действующая в России тотали- тарная секта «Сайентология», созданная Р. Хаббардом, имеет свою антинаркотическую программу «Нарко- нон», которая способствует устойчивому вовлечению в активные члены наркоманов, разочаровавшихся в тра- диционных методах лечения и реабилитации.
А вот каковы механизмы формирования аддиктив- ной зависимости организацией, известной всему миру под названием «Свидетели Иеговы».
Для того, чтобы сформировать у человека аддиктивную зависимость от какой-либо деятельности, необходимо:
- Найти человека, испытывающего психологический дискомфорт, кото- рый может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним.
Именно на эти поиски как на основное дело жизни, и настраивают сво- их членов руководители организации. Провозглашаемая цель – спасти мир и человека и вывести их на верную дорогу – убеждает верующих в правильно- сти и праведности его действий. Названия статей, изучаемых на собраниях, говорят сами за себя: «Делай свой успех очевидным» (для окружающих), «Жните усердно», «Жните с радостью» (под жатвой понимается привлече- ние новичков) и др. Следуя призывам старейшин, этого нужно добиваться немедленно, повсеместно и всеми силами.
Большинство фотографий в журналах и буклетах иеговистов демонст- рируют, как хорошо одетые, улыбающиеся люди распространяют идеи Биб- лии, привлекая новых членов организации. Попадая в непривычную для себя ситуацию, когда ему нужно будет навязывать себя незнакомым людям, при- глашая их на собрания, свидетель Иеговы сможет найти опору именно в этих иллюстрациях, невольно идентифицируясь с изображенными на них привлекательными персонажами.
- Затем предложить ему способ решения его проблем, пусть даже иллю- зорный, путем этой деятельности, что обеспечит временное снятие напря- жения. Цитата из журнала: «Даже в этом беспокойном мире можно достичь счастья благодаря библейскому познанию о Боге, его царстве и его
286
замечательном намерении относительно человечества. Если вы желаете получить больше информации или хотели бы, чтобы с вами проводилось бесплатное изучение Библии на дому, пожалуйста, пишите Свидетелям Иеговы по одному из адресов, указанных на странице 2 («Сторожевая Баш- ня» от 15 июля 2001 г.). Вот вам и решение всех ваших проблем!
На территории России нет разрешения на распространение этого журнала
Подчеркнутая респектабельность, уверенность в себе, преуспевающий вид старейшин как образцов для подражания рассеивает закрадывающиеся сомне- ния. Играет роль и их молодость – если они так скоро смогли достичь успе- ха и счастья, то почему бы и мне не попробовать.
- Позаботиться о том, чтобы это происходило в сопровождении ярких положительных эмоций.
Созданию атмосферы дружественной поддержки, радушия, общности придается большое значение. Человека, пришедшего на собрание, заставляют почувствовать себя частью группы, которую он разделяет. Этому способст- вует также и хоровое пение, и выделенный час между собраниями групп, в
287
течение которого старейшина предлагает членам организации пообщаться между собой и пригласить друг друга в гости. Ведущие собрания, безусловно, представляют собой образец искренности, участия, жизнеспособности при безусловном принятии идей культа. В подражание им так же активно- участливо ведут себя и другие члены собрания. Мощными социальными под- креплениями выступают демонстрируемые улыбки, постоянно высказывае- мые одобрения пришедшим, видимая любовь, что не соответствует в повседневной жизни нашему менталитету, и, поэтому, вызывает особенно сильное действие – «нигде меня так не любят, как здесь»
- Кроме этого, нужно лишить его возможности, хотя бы временно, снимать психическое напряжение каким-либо другим способом.
Возможность релаксации каким-либо другим образом пресекается стро- го, хотя это и не провозглашается впрямую. Фактически членам организа- ции запрещается и не одобряется, объявляется греховным многое. Например, праздновать какие-то праздники. Близко общаться, дружить с людьми, не состоящими в организации, подбирать себе партнера по браку вне круга лиц, посещающих собрания достаточно долго. Употреблять спиртные напитки, какие бы то ни было и в любом количестве. Просто разговаривать с не по- сещающими встречи на темы, не относящиеся к миссионерству. А также смотреть телевизор, слушать музыку, читать прессу и вообще книги кроме Библии и рекомендуемых в организации. Жизнь верующих организована та- ким образом, что на любые другие занятия у них просто не остается време- ни. Ведь кроме посещений собраний они обязаны регулярно распространять журналы, приглашать на собрания новичков, проповедуя им на улицах и по домам. Кроме этого, нужно ходить к новым членам организации в гости, изучать с ними в индивидуальном порядке, якобы, Библию, а на самом деле предложенную руководителями книгу, где она в директивном порядке тракту- ется в виде ответов на там же заданные вопросы. Причем деятельность на благо организации контролируется самими же ее членами – они должны заниматься всеми этими делами в парах, состав которых постоянно меня- ется.
Через некоторое время возникшая зависимость сама по- требует возобновления данной деятельности, уже безотноси- тельно наличия реальной проблемы. Нарушение психического комфорта теперь будет происходить только в результате ограничения возмож ности участвовать в этой деятельности. Чем, естественно, можно воспользоваться. А для каких целей – это уже совсем другая история...
Вообще, религиозная аддикция включена в катего- рию «социально-приемлемых». Существует следующее
288
определение религиозной аддикции: как и при любой аддикции, религиозная практика становится доминирующей по отношению к другим аспектам жизни. Любые отношения устанавливаются через религию, а зависимость от религиозной практики и ее адептов отодвигает личную потребность в Бо- ге. Религия и те, кто ее олицетворяют, получают всю полноту власти над аддиктом, который сам больше не связан с Богом.
На сегодня определен и перечень симптомов рели- гиозной аддикции, который можно свести к следую- щим:
- неспособность и невозможность думать, сомне- ваться и задавать вопросы по поводу религиозной ин- формации;
- черно-белое мышление;
- основанная на стыде вера;
- магическая убежденность, что Бог все сделает для
тебя без твоего серьезного участия;
- ригидное навязчивое следование правилам и
предписаниям;
- бескомпромиссные суждения: готовность всюду
(особенно за пределами данной религиозной форма- ции) находить недостатки и зло;
- компульсивные или навязчивые стремления к ре- лигиозным ритуалам;
- нереалистические финансовые пожертвования;
- конфликт и споры с наукой, медициной и образо- ванием;
- прогрессирующий отказ от реальной работы, изо- ляция, разрыв прежних отношений;
- манипулирование цитатами или текстами, ощу- щение избранности, заявления о личных посланиях от Бога;
289
- трансоподобное состояние, счастливое (или су- перодухотворенное) выражение лица;
- ощущение правоты и превосходство над всем ос- тальным человечеством;
- разочарование, сомнения, психический, физиче- ский и эмоциональный кризис, боязнь призвать на помощь (из страха быть разоблаченным в «недуховно- сти»).
Религиозная зависимость, как и любая другая, ста- новится одним из способов бегства от тревоги, ответст- венности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы.
Сопоставление представленных в литературе клас- сификаций форм общения в различных группах лю- дей позволяет увидеть, что, несмотря на различные названия, все авторы выделяют вертикаль, на которой располагаются эти виды общения: от низшего к выс- шему. Такие уровни, как примитивный, манипуля- тивный, стандартизированный; монологический, конформный, псевдодиалогический, манипулятив- ный; авторитарный, манипулятивный, индиффе- рентный, конформный; конфликтный, автори- тарно-монологический, рефлексивно-манипуля- тивный, пассивно-индифферентный относятся к низшему уровню общения.
Можно обозначить этот уровень общения как монологический.
Второй, высший уровень, оптимальность которого подчеркивают все авторы, обозначим как диалогиче- ский. Сюда относим: доверительно-диалогический, диалогический, духовный уровни.
Выведены и критерии двух типов сообщества лю-
дей1:. Сообщество, которое обеспечивает форми- рование устойчивости к аддиктивному поведению
290
и личностный рост (взаимозависимое общество).
В такой группе преобладает диалогический стиль общения, поэтому назовем данное сообщество диало- гичным. Что касается религиозной аддикции, то она не возникает в диалогичном религиозно- направленном обществе (церкви), в данном случае наблюдается укрепление в вере и личностный и духовный рост членов сообщества.
2. Сообщество, которое располагает к развитию аддиктивности (созависимое общество). В данной группе превалирует монологический стиль общения, поэтому назовем данное сообщество монологичным. В монологическом религиозно-направленном обще- стве (секте) происходит манипулирование и обез- личивание членов данного сообщества, что приводит к религиозной аддикции.
Многолетний опыт показывает, что успех в лечении и реабилитации химической аддикции достигается в тех случаях, когда больному удается реально «переклю- читься» на деятельность, которая обладает всеми при- знаками нехимической зависимости, но социально приемлема (секс, работа, любовь, спорт, религия). Клинический опыт показывает, что одна аддикция может достаточно легко переходить в другую. Если удалось заменить химическую зависимость на социаль- но-приемлемую, то это рассматривается как несомнен- ный успех. Но важно понимать, что неконтролируемое поведение в любом случае име- ет деструктивное воздействие на личность челове- ка. Более 40 лет назад впервые была выдвинута идея «позитивной аддикции» – поведение и деятель- ность человека, являющиеся созидающими. Дан- ное состояние называют «выздоровлением» – паттерны поведения, практикуя которые, человек растет и личностно, и духовно, укрепляясь в вере и
291
возвращаясь от религиозной аддикции к личным отношениям с Богом. Отмечаются условия выздоров- ления от аддикции, в том числе, и религиозной:
– открытость. Отсутствие лицемерия, страха быть самим собой, умение признавать свои ошибки, про- щать и просить прощения;
- верность себе. Когда человек учится жертвовать сиюминутным желанием или потребностью ради по- ставленной перед собой цели. Аддиктивный же чело- век ради удовлетворения сиюминутной потребности может пожертвовать своей мечтой и жизненной целью;
- верность людям. Только при условии сопережи- вания, чуткости и «разморозке» собственных чувств, когда человек не просто игнорирует свой страх быть уязвимым, но стремится к максимальной уязвимости – возможны позитивные коммуникации, формирующие близкие личностные привязанности. Только в условиях формирования этих новых синапсов становится проще проявлять самодисциплину, подключая лобные доли, не допускать реакций мозга (уход, оцепенение, агрес- сия);
- подотчетность. В одиночку невозможно высто- ять, точно так же, как выздороветь. Стойкость на пути выздоровления невозможна без взаимной подотчетно- сти в своих поступках, словах и мотивах;
- значимое участие в жизни общества. Человека, который находится под воздействием аддиктивных факторов, следует вывести за рамки их собственной Я- концепции, чтобы побудить участвовать в позитивном влиянии на жизнь и Я-концепцию окружающих лю-
дейД. ля того чтобы вышеперечисленные условия оказывали эффективное воздействие на выздоров- ление и профилактику религиозной зависимости, необходимо подключить психологический меха-
292
низм диалогизации взаимоотношений данного со- общества.
Механизмом диалогизации психолого-педагоги- ческого процесса выздоровления является последова- тельное достижение лидерами и членами сообщества языкового, предметно-содержательного, мотивацион- но-целевого, ценностного, личностного, духовно- нравственного единства.
Языковое единство включает в себя достижение такого коммуникативного уровня, когда обе стороны диалога (и лидер, и все сообщество) способны ощу- щать личностную безопасность, выходя на уровень об- мена мнениями и даже эмоциями. Когда вербальные и невербальные средства диалога становятся взаимопри- емлемыми, взаимопонятными и служащими одной це- ли – взаимный личностный рост.
Предметно-содержательное единство включает в себя общую деятельность, которая служит единой це- ли, поставленной совместно, так же, как совместно вы- рабатывается стратегия и определяется содержание работы по личностному росту, построению отноше- ний и формированию устойчивости к аддикции.
Общность мотивов и целей определяется макси- мальной сбалансированностью двух сторон: как на- правленностью на результат, так и направленностью на совершенствование личности. Важно помнить, что программа создана для людей, а не люди – для про- граммы.
Ценностно-ориентационное единство включает в себя активное диалогичное отношение обеих сторон друг ко другу, безусловное принятие личностей друг друга и безоценочное отношение друг ко другу.
Духовное единство включает в себя единство в понимание этики и духовно-нравственных законов. Фактор духовности является основополагающим, то
293
есть способность к диалогу в представленном его по- нимании зависит, прежде всего, от уровня духовности обеих сторон в психолого-педагогическом процессе. Основными измерениями духовности являются свобо- да, ответственность, трансцендентность, осознание смысла жизни.
С точки зрения, например, социальной психо- логии религиозность связана такими обществен- ными и антропологическими факторами, как образование, субъективная оценка собственного благополучия, общий культурный уровень, терпи- мость к другим мнениям и пр.
Сегодня выявлено два типа личностной религи- озности – внешне ориентированная религиозность и внутренне ориентированная религиозность. Ме- жду собой они отличаются ценностной ориентаци- ей и детерминированы психологическими различиями верующих. В основе каждого из них лежат базовые человеческие эмоции и психиче- ские процессы. Если рассматривать их отвлеченно от социокультурных предпочтений личности, ничего специфически религиозного («потустороннего», ду- ховно-мистического) в них нет. В них задействованы стандартные анатомические структуры головного мозга (лимбическая система, лобные доли и др.). Свойства нервной системы обуславливают свойства психи- ческих процессов, в ней протекающих. Определе- ние типа религиозности у индивида не составляет сложной задачи, так как эти типы имеют явную корреляцию с интроверсией-экстраверсией лично-
стиИ. ндивиды с внешне ориентированной религиозно- стью характеризуются инструментальным подходом к религии. Религиозность используется ими в качества метода для получения личностно-значимых выгод как
294
форма социального поведения. Для этих верующих религия является не более чем внешним атрибутом. Внутренняя психическая сторона их не интересует. «Духовная» ценность религии ставится на последнее место и не играет особой, практической роли. Факти- чески эта религиозность ограничивается только сферой социально-нормативного поведения инди- вида и не затрагивает его эмоционально-волевых качеств. Приход к религии у таких личностей про- исходит благодаря влиянию окружения как способ адаптации к нему. Этот тип религиозности формиру- ется в качестве особенности социально-нормативного поведения и усваивается индивидом либо с детства под влиянием верующих родителей, сверстников, учителей, либо уже в сознательном возрасте, когда чаще всего индивид становится членом различных религиозных организаций и принимает в них активное участие. Проповедники и наиболее активные члены организа- ций встречаются именно среди этого типа верующих. Для них в целом характерна высокая социальная актив- ность, зависимость от общественного мнения. Жизнь ощущается ими только среди людей и при условии общественной деятельности. Их психика ориентиро- вана на конкретный социум и всецело разделяет его морально-нравственные установки и нормы. Решения и поведение индивидов, принадлежащих это- му типу, обусловлены объективными обстоятельствами. Если общество будет требовать от них религиозности, то они без особого труда начнут проявлять религиоз- ное поведение в рамках определенной, как правило, господствующей, религии. Для них важны социальные направленности и тенденции.
Кроме того, если догматизм религиозных учений понимается буквально, и в случае, если индивид попа- дает в тоталитарную секту, он может представлять
295
опасность для общества. Таких индивидов опреде- ляют как латентных или пассивных социопатов, которые большую часть времени ведут себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внеш- него авторитета, например, религии или закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности, рассматриваемой как идеал. Они не исполь- зуют религию или закон для направления совести, они используют доктрины вместо совести. Эти люди руко- водствуются не обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что написано в «Книге». Наи- более часто латентные социопаты реализуются именно в сектантских течениях, в чем могут выражаться их про- тестные настроения.
Таким образом, первый тип дифференцируется на две категории в зависимости от принятой индивидом социальной стратегии – протестной или конформи- стской.
Второй тип религиозности – внутренне ориенти- рованная религиозность. Индивиды, принадлежа- щие ему, используют религию в качестве средства для обретения чувства уверенности, безопасности, борьбы с ощущением беспомощности и бессмыс- ленностью существования и для реализаций выс- ших «духовных» потребностей в любви, сострадании и пр.
Причины прихода в религию для этого типа раз- личны. Многие индивиды этого типа обращаются к религии в тяжелых жизненных ситуациях. В данном случае с помощью религии они «уходят» от проблем физического мира, избегают их. Перед нами вариант социального эскапизма74. Неспособность к приня- тию решений заставляет их обращаться к представителям веры. Желание избежать ответствен-
296
ности успешно реализуется с помощью заповедей, ка- нонов и пр. Религиозность становится основной мотивацией для личности. Личность становится эмоционально зависимой от религиозных автори- тетов. Идея о единении с чем-то сверхъестественным, таинственным и великим является важным фактором для них. По сути, это невротическая идея, которая служит для повышения уровня самоуверенности личности на бессознательном уровне. Причастность к «сильному» является важным условием для объясне- ния феномена массовых движений. Индивид с внут- ренне ориентированной религиозностью способен к ярким и сильным религиозным переживаниям. Религи- озность сильно влияет на его эмоционально-волевую сферу и морально-этические установки. С помощью религиозных ритуалов и молитв он избавляется от тревожности, страха и беспокойства. В большин- стве своем этот эффект обусловлен самовнушени- ем. Также для индивидов, принадлежащих к этому типу, характерно увлечение различными «духов- ными» практиками, которые являются для них еще одним способом избегания реальности. Большин- ство верующих этого типа в момент прихода к вере находилось в состоянии «экзистенциального ва- куума» и нуждалось в религии для обретения смыс- ла жизни.
Индивидуальные различия внутри этого типа до- вольно широки, и не представляется возможным опи- сать все психологические факторы, влияющие на появление религиозности. Но общим для всех является внутренняя ценность религии, «божественной» верти- кали. Негативным моментом является эмоциональная зависимость от религии, от религиозных авторитетов и догм, которая ограничивает свободу личности и пре- пятствует ее развитию.
297
Итак, резюмируем все известное и вышеизложен-
ное-: обращение к древним религиозным культам харак- терно для кризисных моментов истории стран, особен- но развивающихся. Например, на Кубе во время кризиса 1992–1993-х годов повсеместное распростра- нение получили древний культ и черная магия афри- канского народа йоруба, и тогда руководители страны стали появляться в белых одеяниях и совершать обряды религиозного омовения и очищения от всяких грехов. Тоталитарное общество, как известно из истории, приписывает вождям магические свойства, чтобы упо- вать на них. Гитлер был убежден в наличии у себя та- ких качеств и постоянно демонстрировал их. Культ личности Сталина – отца народов, бога советских атеи- стов – не требовал от него подобных заявлений. Но убежденность в своих магических возможностях гипно- тизировала даже мировых лидеров, которые непроиз- вольно вставали при его появлении;
- членами религиозных фанатических групп стано- вятся зависимые личности, неспособные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить ощущение всемогущества. Такие личности легко могут стать жертвой психологи- ческого лидера, проводящего массовые тренинги – нам известны Рон Хаббард и другие сайентологи и пропо- ведники, «выдающиеся» экстрасенсы, подобные А.Кашпировскому, А.Чумаку и пр., собирающим мно- гомиллионную армию телезрителей... Еще более масштабное воздействие оказывают финансовые пира- миды типа МММ, организованная преступность, тота- литарные государственные режимы, международные
298
мафиозные кланы и религиозно-террористические объединения типа «Талибан»;
– в религиозные секты легче всего вовлекаются ли- ца, занятые интенсивным духовным поиском, стремя- щиеся к некой, по возможности, абсолютной истине, часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы;
Рон Хаббард (1911-1986)
- для экстремистских религиозных культов ха- рактерно следующее: а) харизматические лидеры, считающие себя мессиями или обладателями осо- бой силы (дара); б) тоталитарная (догматическая, абсолютистская) философия; в) тоталитарная сис- тема управления; г) требование беспрекословного подчинения уставу общины; д) сильный акцент на накапливании богатства для общины; е) почти
299
полное отсутствие заботы об индивидуальном бла- гополучии членов культа;
- от новообращенных обычно скрывают истинное положение дел, но как только они глубоко вовлекаются в культ, их подвергают процедуре «промывания моз- гов». Полное изменение личности неофита занима- ет обычно от нескольких дней до нескольких недель, и после 4–7 лет жизни в культовой группе эти изменения часто становятся необратимыми;
- контроль за сознаниемчленов групп включает следующие пункты:
• средовой контроль и контроль жизненной сре- ды и общения в пределах этой среды. Сюда входит не только общение людей друг с другом, но и проникно- вение в сознание человека групповых представлений, которые постепенно становятся определяющим факто- ром при принятии решений;
• мистическое манипулирование. Специальная технология планирования «случайностей» и «сверхъес- тественных» событий. Все манипулируют всеми «ради более высокой цели»;
Анатолий Кашпировский (род.1939)
300
• требование чистоты. Установление невыполни- мых стандартов поведения, что способствует созданию атмосферы вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неуда- чу, чувствует себя плохим и работает еще усерднее;
• культ исповеди. Разрушение границ личности, предписывающее признаваться в любой мысли, чувст- ве или действии, которые можно заподозрить в несоот- ветствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а исполь- зуется в целях контроля;
• священная наука. Вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не ос- тавляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения;
• внутригрупповой язык. Использование фраз и слов-клише с целью ограничить мышление членов группы абсолютными, черно-белыми формулами, по- нятными только посвященным и устраняющими само- стоятельное критическое мышление;
• доктрина выше личности. Навязывание верова- ний группы в противовес опыту, сознанию и целост- ности личности;
• разделение существования. Вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и иноверцы не имеют. Для дос- тижения целей группы оправданы любые средства.
Под влиянием подобного воздействия докуль- товая личность больного вытесняется аддиктивной личностью, полностью подчиненной интересам группы:
- адепт культа отказывается от своих прежних целей, разрывает важные отношения, отдает груп- пе все свое время и средства, работает на нее за
301
гроши. Он плохо питается, мало спит, игнорирует признаки болезни, отказывается от медицинской и психологической помощи, пренебрегает советами врача. Изменяется его одежда, прическа, вес, дие- та; у него появляется безжизненный пристальный взгляд наркомана, меняется построение речи, ми- мики и манеры, снижается чувство юмора. Из экс- траверта он может превратиться в интроверта и наоборот. Аналитическое мышление подменяется магическим. Ленивый превращается в трудоголи- ка, безответственный в ответственного, неряшли- вый в опрятного, несобранный в пунктуального. Прежние интересы и хобби исчезают, изменяются представления о честности. Поведение становится скрытным, уклончивым или оборонительным, а отношение к членам семьи – осуждающим. Он фанатично стремится обратить других в свою ве- ру, использует жаргон «для посвященных», меха- нически монотонно повторяет заученные постулаты. Семья и друзья становятся объектами проповеди, как будто нуждаются в спасении. Он оказывает давление с целью получить деньги для личных нужд и для группы. Утрачиваются связи с семьей и друзьями, он уклоняется от объятий и по- целуев, изолируется, не участвует в семейных со- бытиях, большую часть времени проводит с группой, переселяется жить к другим членам груп- пы. Меняются политические и религиозные убеж- дения, студенты переходят на вечернюю форму обучения, меняют специализацию или прекраща- ют учебу;
- многие сатанинские секты практикуют садистиче- ские ритуалы, в которые входит питье крови в смеси с мочой и вином, употребление наркотиков, истязание или убийство животных и людей. Жертвы этих
302
ритуалов, оставшиеся в живых, обнаруживают по- сттравматическое стрессовое расстройство;
- дети часто подвергаются инцестуозному и группо- вому сексуальному насилию в особо извращенной форме и получают тяжкие телесные повреждения. Их запугивают тем, что теперь они прокляты, находятся во власти Сатаны, и он всегда будет знать, где они нахо- дятся и что они делают. Дети редко рассказывают о случившемся по нескольким причинам. Перед ри- туалом их подвергают действию наркотиков и гипноза с внушением забыть произошедшее, а ес- ли эпизод вспомнится – покончить с собой. Кроме того, сам эпизод настолько мучителен, что вытес- няется из сознания в силу диссоциации. Чтобы ре- бенка можно было использовать в ритуальных целях и в дальнейшем, эта диссоциация усиливается искусст- венно. Для этого ребенка жестокими пытками доводят до состояния разъединения чувств и мыслей, в это вре- мя в расщепленное сознание внедряется культовая про- грамма, эффективно закрывающая образовавшееся окно. Теперь она будет функционировать постоянно, оставаясь неосознанной для жертвы. Программа вклю- чает: а) самостоятельное возобновление контакта с сек- той или позволение его члену секты; б) сообщение секте нужной информации устами измененной части личности; в) автоматическое нанесение себе телесных повреждений или самоубийство в случае невыполне- ния предписаний секты; г) саботирование лечения, на- правленного на освобождение от влияния секты;
- у взрослых, переживших в детстве сатанин- ское ритуальное насилие, обнаруживается диссо- циативное расстройство, обычно в форме множественной личности. У них выявляются сле- дующие типы пережитого насилия: принудительный прием наркотиков, сексуальные действия, наблюдение
303
мучений и смерти животных, причинение физической боли и пытки с предварительным наблюдением за ана- логичными издевательствами над другими, наблюдение и принудительное участие в принесении в жертву взрослых и детей, сожжение заживо в гробу, принуди- тельный каннибализм, угрозы убийства. Девушек и мо- лодых женщин принуждают к заключению ритуального брака с Сатаной, принесению в жертву собственного ребенка; они подвергаются насильствен- ному лишению девственности, принудительному кро- восмесительному оплодотворению и т. п.;
- во главе фанатиков обычно встают харизматиче- ские личности, отличающиеся паранойяльными и нар- циссическими чертами, иногда это эпилептики;
- сегодня уже известна и вполне очевидна связь сек- суальности, агрессии и религиозного чувства. Вооду- шевление и экстаз религиозного фанатика во время молитвенного ритуала так же, как и во время политиче- ского митинга, рок-концерта или спортивного матча, вызывают внутреннего наркотика – эндорфина – со всеми вытекающими последствиями;
- мода на медитирование также в большой степени обусловлена выделением эндорфина в этом состоянии. Фанатики стремятся к уходу от своего Я в «мы», раство- ряясь в группе единомышленников, где чувствуют себя в безопасности. Мир для них делится на «наших» и «врагов», правоверных и неверных.
Сегодняшняя психология, психиатрия имеют доста- точно возможностей для освобождения от влияния ре- лигиозной секты, о которых мы скажем, однако, безусловно, следует иметь в виду, и это главное, личное желание человека «освободиться», а также степень и меру вовлеченности...
В качестве одного из методов лечения религиозной аддикции используется депрограммирование, которое состоит в развитии у пациента критиче-
304
ского, гибкого, творческого и независимого мышления и коррекции ложных представлений относительно культовой жизни. Член культа иссле- дует соответствующую идеологию в свете логики и из- вестных ему фактов. С помощью наводящих вопросов его нацеливают на систематический анализ вскрытых противоречий. Новичков информируют о том, что им придется посвятить свою жизнь этой группе, что их будущий супруг(а) и время вступления в брак будут вы- браны за них лидером культа. Особенно полезно опи- сать и объяснить процесс идеологической обработки, которой они были подвергнуты. В процессе депро- граммирования желание аддикта понять, что с ним происходит, нарастает до тех пор, пока не будет дос- тигнуто состояние «ломки». Перед этим аддикт внезап- но прекращает обсуждение, становится тихим и задумчивым или обнаруживает признаки шока. Затем у него могут наступить нервная дрожь, рыдания и пани- ческая растерянность, рождается решение порвать с культом. Далее следует фаза неустойчивости, когда случайная встреча или телефонный звонок могут при- вести к рецидиву.
Окончательно от влияния секты можно освобо- диться только с помощью специально созданной ко- манды близких и друзей аддикта, которые общими усилиями могут вернуть его к прежней жизни. Ядро команды составляют родные больного и его близкие друзья. Сюда включаются также люди, с которыми адепт культа был связан до своего вступления в секту, другие семьи с аналогичными проблемами, бывшие члены секты. Кстати, многих потенциальных членов команды обычно приходится убеждать в наличии про- блемы. Людей, использующих защиту отрицанием, необходимо спрашивать: «Какие вам нужны доказа- тельства, чтобы убедиться в существовании проблемы?» и предоставлять соответствующую информацию. Час-
305
то члены команды нуждаются в опровержении оши- бочных представлений, мешающих эффективной ра- боте команды.
В свое время на Западе перечислялись 10 подобных заблуждений: «Никакого контроля сознания не существует», «Любое влияние есть попытка контроля над сознанием», «Ведь он по-своему счастлив!», «Нельзя вмешиваться в жизнь взрослого человека», «Он имеет право верить, во что хочет», «Он дос- таточно умен и разберется сам», «Он так слаб, что ищет ру- ководства», «Уж лучше секта, чем его прежняя жизнь», «Он уйдет сам, когда будет готов», «Мы потеряли надежду».
В ходе лечения приходится преодолевать и ряд ког- нитивных стереотипов членов команды:
• абсолютизация прошлого опыта: он никогда не слушал моих советов, не послушает и сейчас;
• сверхобобщение: в прошлый раз мы поссори- лись, он всегда ненавидел меня;
• наклеивание ярлыков: да ты просто зомби!
• самообвинение: это моя вина, что он вступил в секту;
• отрицание: никто его не контролирует, просто сейчас он в растерянности;
• рационализация: если бы не секта, она была бы сейчас среди своих наркоманов;
• негативная фильтрация: мы чудесно провели вчерашний день, но он все равно вернулся в секту, это полный провал;
• поляризация: он так усердно трудится в своей секте, хотя все равно ничего не добьется;
• персонализация (предположение, что все про- исходящее имеет отношение ко мне): я оставил для него три сообщения, а он все равно не позвонил; должно быть, он знает, что я обратилась к консультан- ту;
306
• чтение мыслей: конечно, ты расстроился, что я не предупредил тебя, прежде чем что-то делать;
• ошибки контроля: я выбью из него эту дурь! (или наоборот: мои попытки безрезультатны);
• эмоциональная аргументация: я так чувствую, что любой, кто верит в эту чушь, просто слабак.
Члены семьи адепта нередко и сами страдают каки- ми-либо аддикциями, и бывает полезно привлечь адеп- та для того, чтобы помочь им избавиться от этих зависимостей. Впоследствии роли меняются, и успеш- ное выздоровление родственника служит положитель- ным примером для адепта. Во избежание рецидива следует учесть, что после выхода из секты бывшего адепта могут мучить чувства стыда и вины. Вместо того, чтобы искупить свою вину перед близкими, он может направить свои усилия на то, чтобы попытаться спасти друзей, оставшихся в секте, и это может затянуть его назад. Следует успокоить адепта, объяснив ему, что хо- тя его вина и велика, но не стоит преувеличивать ее. И лучшее, что он сможет сделать для оставшихся в секте друзей – это показать им пример творческой самостоя- тельной жизни.
Терапия выживших жертв ритуального насилия включа- ет следующие этапы: а) установление терапевтического альянса; б) обследование и оценку; в) уточнение диссоциа- тивной системы; г) вскрытие вытесненной информации и устранение диссоциативных барьеров; д) реконструкцию памяти и коррекцию представлений; е) противодействие внушенны м представлениям; ж ) десенсибилизацию запро- граммированных сигналов; з) интеграцию прошлого, нахож- дение нового смысла жизни.
Используются такие методы терапии, как катарсис, гипноз, са- мовыражение (ведение дневника, рисование, игра в песоч- ном ящике), лекарственная терапия и стационарное лечение. Дополнительную помощь оказывает участие в группе взаимопомощи, рабо- тающей по принципу «Анонимных алкоголиков». В процессе терапии
307
необходимо быть готовым к развитию суицидоопасной де- прессии. Это может быть результатом запрограммированности на суицид и/или неспособности интегрировать ужасающие компоненты воспо- минаний. Крайне важно помочь больным осознать, что они не несут ответ- ственности за случившееся, будучи жертвами запугивания, насилия и искусных манипуляций.
Ответить

Вернуться в «Другие зависимости»