Ургентная аддикция

нехимические зависимости, их проявления
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Ургентная аддикция

Сообщение Party »

Ургентная аддикция

По мнению Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой (2000 г.), ургентная аддикция проявляется в при- вычке находиться в состоянии постоянной нехват- ки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства дискомфор- та и отчаяния.
Сам термин «ургентные аддикции» введен А.Тасси (1993 г.). Автор не дает точной дефиниции термина, подразумевая под ургентной аддикцией, главным обра- зом, зависимость от состояния постоянной нехватки времени. Состояние обусловлено сверхзанятостью, необходимостью принимать участие во многих ви- дах деятельности, ускорением темпа жизни, общей гиперстимуляцией.
Ургентная аддикция относится к категории негатив- ных аддикций. Психологические механизмы, лежащие в основе этого типа зависимости, трудно объяснимы, однако они становится более понятными при сравне- нии состояния недостатка времени с противополож- ным, при котором этот фактор отсутствует. В последнем случае развивается чувство нарастаю- щего психологического дискомфорта: человек ис- пытывает тревогу, страх того, что он не делает чего-то очень важного для карьеры, семьи, сохра- нения социального статуса. Отрицательные эмоции при этом более интенсивны, и состояние нехватки вре- мени воспринимается как избавление от худшего.
В современной цивилизации ургентная аддикция формируется у большого количества лиц самых разно- образных профессий: бизнесменов, сотрудников раз-
310
личных фирм, студентов, преподавателей, ученых и др. Все они испытывают давление времени, оказываются во временной ловушке, не осознавая полностью серь- езности ситуации и ее неизбежных последствий.
Ургентная аддикция связана с поклонением скоро- сти и акселерации. Общество руководствуется форму- лой: «чем скорее, тем лучше». Людям навязывается модель успеха, основанного на выполнении все боль- шего количества задач во все более короткие времен- ные интервалы.
Ургентная аддикция развивается скрытно, незамет- но. Время же в определенном смысле «невидимо». Че- ловек подвергается комплексному влиянию внутренних и внешних факторов. В случае благоприятного стече- ния обстоятельств возникает ощущение возможности справиться с увеличивающимся количеством задач и обязанностей. Он чувствует себя полным сил и энтузи- азма – все выглядит подконтрольно и привлекательно: перспективы увеличения зарплаты, успешной карьеры, больших возможностей выбора. Со временем ситуация постепенно меняется: обязанностей становится боль- ше, свободное время сжимается как шагреневая кожа, времени на выполнение поставленных задач начинает не хватать. Все чаще возникает в сознании или верба- лизуется фраза: «у меня нет времени». Это относится, прежде всего, не к работе, а к сфере межличностных, особенно внутрисемейных отношений. Отсутствие времени ограничивает возможности продуктивных не- формальных контактов с близкими людьми.
Появление критического отношения к ургент- ной зависимости затруднено, что, во многом, связано с автоматическим включением психологи- ческой защитной реакции, основывающейся на проекции ситуации на других людей – «эта про- блема касается всех». В то же время, даже появление
311
критики часто не приводит к попыткам противостоять процессу, так как ситуация выглядит безысходной: «С этим ничего нельзя поделать. Такова жизнь. Если я попытаюсь что-то изменить, ограничить свою занятость, замедлить темп, я окажусь неконкурентоспособным и кто-то другой заме- нит меня».
Автор термина «ургентная аддикция» выделяет шесть основных характеристик, присущих ургентной аддикции:
1) жесткий мониторинг времени. Чем бы ни за- нимались ургентные аддикты, они постоянно следят за временем. Их жизнь протекает по схеме, функциони- рование разделено на сравнительно короткие, вплоть до десятиминутных, временные интервалы;
2) функционирование на слишком большой скорости, выходящей за пределы зоны комфорта ур- гентного аддикта;
3) постоянное принятие всех требований, ка- сающихся работы. Ургентный аддикт соглашается выполнять разнообразную дополнительную работу в любое, даже праздничное, время;
4) отказ от личного времени. Ургентный аддикт в своем стремлении выиграть гонку со временем в вы- полнении различных профессиональных обязанностей лишается, практически, всего времени, предназначен- ного для удовлетворения потребностей, связанных с семьей, детьми, домашними и хозяйственными делами;
5) потеря способности радоваться текущему моменту. Ургентный аддикт постоянно сосредоточен на бесконечных проблемах и выполнении задач, кото- рые ему предстоит решать в будущем, размышлениях о неудачах и разочарованиях недавнего прошлого и на том, каким образом можно компенсировать эти «про- колы». Такое распределение внимания не позволяет ощущать радость жизни в настоящем времени;
312
6) эмоционально отрицательная будущностная проекция. Ургентный аддикт откладывает на будущее (обычно неопределенное) реализацию своих целей и желаний. В то же время, он чувствует, что будущее ус- кользает, что он становится все более зависимым от внешних факторов и социальных требований. Таким образом, будущее в большей степени ассоциируется с необходимостью выполнения обязанностей, чем с мыслями о получении желаемых удовольствий.
Время ургентного аддикта...
Ургентный аддикт часто убеждает себя в том, что он способен контролировать время и справиться с еще большим ускорением, если лучше самоорганизуется, «возьмет себя в руки», не будет отвлекаться по мелочам и.т.д.
Человек с ургентной зависимостью пережива- ет время по-другому, по сравнению с обычным че- ловеком, который специально не фиксирован на нем (за исключением нарушений восприятия вре- мени в форме ускорения или замедления его тече- ния при некоторых психических расстройствах).
313
Для ургентного аддикта время становится тираном, распоряжающимся его жизнью и контролирую- щим ее.
В результате постепенно утрачивается способность ощущать красоту природы, вообще воспринимать ок- ружающий мир, получать удовольствие от чтения, по- сещения театра, прослушивания музыки. Большинство произведений искусства не производят на такого чело- века сколько-нибудь серьезного впечатления. Довольно типично восприятие многих книг, спектаклей, кино- фильмов, симфонических или музыкальных компози- ций как затянутых, «слишком длинных», требующих чересчур длительной концентрации внимания. Отсюда предпочтение дайджестов, комиксов, коротких дина- мичных произведений.
Ургентный аддикт игнорирует свое прошлое, не из- влекает из него опыта, он не способен вспоминать, на- пример, детство, даже если в нем были яркие, приятные переживания. Вспоминаются скорее прошлые разоча- рования, печальные или грустные события, которые сразу подвергаются вытеснению в бессознательное.
Ургентная зависимость постепенно поглощает весь внутренний мир человека и до такой степени, что он перестает быть самим собой. Развивается глубокое нарушение идентичности, потеря преж- него Я. Аддикт живет в мире ценностей, «оторванных» от его качественного мира. Характерна эмоциональная изоляция, отсутствие отношений, основанных на люб- ви, дружбе, взаимопонимании. Эмоции растрачиваются на переживания недостатка времени для выполнения все увеличивающихся и усложняющихся задач, на то, чтобы справиться с ними быстрее...
Ургентные аддикты и сами обнаруживают, что те- ряют способность помечтать, представить себе что-то приятное. У них возникают проблемы со сном: затруд-
314
нения при засыпании, прерывистый сон, не принося- щий достаточного отдыха. Теряется способность отды- хать, получать удовольствие от спокойного созерцания происходящих вокруг событий. Во многом блокируется связь с бессознательным, что проявляется в ослаблении творческих реализаций, потери целей.
Следует обратить внимание, что речь идет о том времени, которое для аддикта измеряется часами. Но кроме часового, хронометрируемого времени, сущест- вует понятие «живого времени». Живое время принад- лежит человеку так же, как сама жизнь. Никто не может решать за другого, как он должен проводить каждую бесценную минуту своего времени. Аддикт же ур- гентно фиксирован на часах, он теряет диффе- ренциацию между часовым и живым временем. Часы– это механический прибор, необходимый со- временному человеку. Но они не должны порабощать человека, как это происходит при ургентной зависимо- сти. Время бесценно, но ургентный аддикт этого не по- нимает и живет так, как будто его живое личное время принадлежит не ему, а кому-то другому. Число этих «других» чересчур велико. Оно включает в себя адми- нистрацию, коллег, родственников, ряд людей, пы- тающихся решить за счет аддикта свои проблемы и др.
У аддикта подобного типа нередко выявляется от- четливая тенденция к субмиссивному (подчиняемому), уступчивому поведению. Эта тенденция формируется, как правило, задолго до развития ургентной аддикции и создает для нее благоприятную почву.
В механизме повышенного риска развития ур- гентной аддикции у субмиссивных лиц имеют зна- чение иррациональные убеждения и страхи, содержанием которых являются образы отрица- тельных и нежелательных последствий, которые произойдут в случае неподчинения навязываемым
315
действиям. Возникают мысли о том, что проявления ассертивности75 вызовут у окружающих реакцию гнева, обиды, окончательно и непоправимо испортят отно- шения с ними. Многие субмиссивные лица боятся, что ассертивность поставит их в смешное положение, что они будут выглядеть в глазах других людей некомпе- тентными и глупыми.
Особенности ургентной аддикции становятся наиболее очевидными при сравнении аддиктов с людьми, свободными от давления времени. Речь идет не о мало заметных, имеющих много свободного времени лицах, а о работающих и достигающих успе- ха. Некоторые из них довольны жизнью, умеют радо- ваться и продуктивно проводить свое свободное время. Несмотря на очень большое разнообразие психологи- ческих характеристик, у них обнаруживаются общие системы ценностей и поведение, отличное от ургент- ных аддиктов.
Для четкого разграничения отметим черты, свойст- венные интегрированным во времени лицам:
- никогда не спешат, им не присуща торопли- вость. Они не привязаны к часам, к мониторингу вре- мени. У каждого есть свой внутренний «путеводитель», своя скорость, ритм, которым они следуют, не прини- мая во внимание ожиданий или требований со сторо- ны. У них присутствует четкое чувство настоящего, прошлого и будущего;
- умеют в полном объеме переживать то, что происходит в настоящий момент, проявляя способ- ность фиксироваться на том, что происходит «здесь и сейчас». Это относится как к контактам с людьми, так и к работе и к развлечениям. Они могут полностью пре- даваться радостным чувствам, отдыхать, отключаясь от работы, профессиональных и других обязанностей. Что касается переживаний, то для этих людей важно не
316
столько их количество, сколько качество. Они облада- ют способностью «растягивать», «смаковать» время, как бы останавливать приятные для них мгновения (вспом- ните Гетевского Фауста: «Остановись мгновенье – ты прекрасно!»);
– интегрированным во времени свойственна высокая самооценка. Они проявляют ответствен- ность по отношению к себе и другим; заботятся о сво- ём психическом и соматическом здоровье; избегают ситуаций, когда приходится функционировать на грани своих возможностей; не позволяют другим прямо или косвенно менять ритм жизни и распорядок дня.
– умеют эффективно распоряжаться своим временем. Эти люди умеют коррелировать конкрет- ные задачи с количеством времени, действительно не- обходимым для их решения, не отвлекаясь на другие, хронофагические (съедающие время) активности. В нужное время они способны собраться с мыслями, сконцентрировать усилия, направленные на преодоле- ние внезапно возникших трудностей;
– доверяют планируемому будущему. Люди, ин- тегрированные во времени, не боятся будущего, пони- мая, что жизнь– это процесс, который всегда интересен. При этом присутствует понимание, что нельзя терять настоящее, нужно получать удовольствие от своей активности, общения, достижений, мотиваций – жизни как таковой, относиться к будущему с надеж- дой, не настраиваться на плохие события. Они рас- сматривают будущее как союзника;
– умеют извлекать пользу из своего прошлого. Люди, интегрированные во времени, успешно исполь- зуют достижения прожитых лет, прошлый опыт, спо- собны обучаться на совершенных ими ошибках. Характерно отношение к прошлому как к потенциаль- ному союзнику. Прошлое хранит в себе не только
317
плохое, но и хорошее. Они не относятся к прошлому как к «мусорному ведру», в котором нет ничего, дос- тойного внимания. Им присуще понимание, что в прошлом нередко удается найти ответы на вопросы, которые ставит перед человеком настоящее;
– умеют использовать время в значимых отно- шениях. Стремление проводить больше времени с действительно значимыми людьми, входящими в со- держание их качественного мира. Ограничение таких контактов исключающих обоюдные, содержательные, приводящие к духовному росту и нравственному богат- ству отношения.
Общая проблема ургентной аддикции заключается в том, что человек «прилипает» к навязываемому ему ритму и отвлекается от своих внутренних часов. На- рушенная синхронизация с природным ритмом сопровождается психоэмоциональным напряже- нием, которое становится хроническим и привыч- ным. По сути дела речь идет об аддикции к хроническому стрессовому состоянию, последст- виями которого являются не только психологиче- ские, но и психосоматические проблемы. Конечно, это требует специального изучения, в частности, вни- мания к последствиям нарушения естественного цикла сна и бодрствования, характерным для многих ургент- ных аддиктов.
Ученые говорят о том, что каждая функция, каждый орган человека таймирован (буквально овременен, связан с временем). Тело человека «аналогично симфонии ритмов», и изменение этого процесса всегда чрева- то разносторонними, многоуровневыми последст- виями.
Возвращение к внутреннему живому времени – это возвращение к себе, к своей природной идентичности.
318
Процесс выхода из ургентности включает не- обходимость прислушаться к своему организму, к восприятию окружающего мира, к функциониро- ванию внутренних биологических часов. Имеют значение восстановление связи с природой, близ- кими, прежними друзьями, приобретение поте- рянной на каком-то этапе жизни способности чувствовать и переживать настоящее. Важно уме- ние находить время для себя, когда можно зани- маться тем, что действительно нравится и доставляет удовольствие. Следует избавиться от страха перед неструктурированным, незаполнен- ным стереотипной привычной деятельностью временем, уметь использовать его для отдыха, творчества или получения удовольствия от ничего- неделания, не испытывая при этом никакого чув- ства вины...
Но было бы ошибочно полагать, что избавление от ургентной аддикции является легким, не вызывающим сопротивления процессом. В реальности ургентная ад- дикция чрезвычайно труднообратима. Феномен «при- липания» к стрессовому состоянию включает участие в нем многих систем. В частности, здесь проявляется во- влеченность в процесс различных химических соеди- нений, таких, как адреналин, норадреналин, серотонин, эндорфины, энцефалины и др. Все эти соединения действуют как нейротрансмиттеры (нейромедиаторы).
Нейромедиаторы (нейротрансмиттеры, посредники) – биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется пере- дача электрического импульса снервной клеткичерезсинаптическое про- странство между нейронами. Нервный импульс вызывает освобождение в синаптическую щель медиатора. Молекулы медиаторов реагируют со специ- фическими рецепторными белками клеточной мембраны, инициируя цепь биохимических реакций, вызывающих изменение трансмембранного тока
319
ионов, что приводит к деполяризации мембраны и возникновению потенциа- ла действия.
Традиционно нейромедиаторы относят к 3 группам:
аминокислоты, пептиды, моноамины (в том числе катехоламины) Список некоторых известных веществ-нейромедиаторов: Аминокислоты:
? ГАМК
? Глицин
? Глутаминоваякислота
Катехоламины:
? Адреналин
? Норадреналин
? Дофамин
Другие моноамины:
? Серотонин
? Гистамин
А также:
? Ацетилхолин
? Анандамид
? Аспартат
? АТФ
? Вазоактивныйинтестинальныйпептид
? Глутамат
? Окситоцин
? Таурин
? Триптамин
? Эндоканнабиноиды
? N-ацетиласпартилглутамат
Недостаток какого-либо из нейромедиаторов может вы-
зывать разнообразные нарушения, например, различные виды депрессии.
В естественных условиях организм адаптирован к определенному уровню циркулирующих в крови ней- ромедиаторов. В период стрессовых реакций происхо- дит увеличение (выброс) дополнительного количества этих соединений. В жизни каждого человека не од- нажды возникают стрессовые ситуации, но они, как правило, сравнительно кратковременны, по- этому рецепторы головного мозга не успевают
320
привыкнуть к измененному химическому состоя- нию. Длительная стрессовая ситуация приводит к тому, что функционирование в ней становится привычным, практически нормальным. Снижение уровня стресса при выходе из аддиктивной зоны сопровождается уменьшением количества участ- вующих в стрессе химических соединений, что приводит к возникновению ситуаций отнятия. Нервная система, адаптированная к стрессовой ситуации реагирует на снижение стресса как на необходимость снова приспособиться к более низ- кому количеству стрессовых нейромедиаторов. Та- ким образом, если ургентный аддикт предпримет попытку релаксироваться и возвратиться в систе- му прежнего биологического времени, этот переход будет сопровождаться уменьшением обра- зования химических ингредиентов ургентного стресса. В результате ожидаемая им релаксация не на- ступает, так как нейроны, адаптированные к высокому уровню химических составляющих стресса, реагируют на их уменьшение как на сигнал, что что-то не в поряд- ке. Нервные клетки посылают сигналы об этом всему организму, что на клиническом уровне вызывает трево- гу и общее беспокойство. Человек не находит себе места и воспринимает выход из ургентности как еще более неприятное состояние, от которого хо- чется немедленно избавиться, уходя привычным путем в аддиктивную фиксацию.
Таким образом, адаптированные к нейротрансмит- терам нейроны «переживают» период отнятия и спо- собны реагировать на новую ситуацию, как на отсутствие стимуляции. Клинически это может выра- жаться в чувстве чрезвычайной усталости, сонливости. Подобные состояния являются серьезным препят-
321
ствием претворения в жизнь решения избавиться от ургентной аддикции.
Выбор аддикта ограничен. Он может пытаться по- гружаться в сон, стараясь ни о чем не думать, ни о чем не переживать и полностью забыться. Но это доста- точно трудно сделать в связи с тревогой и возбуждени- ем. Хотя аддикт может вернуться в ставшее для него привычным стрессовое состояние... Обе ситуации проигрышны, так как:
а) попытки «заспать» стресс неэффективны. Надежда на отдых не оправдывается, поскольку после него возникает ощущение ещё большей усталости и раздражения;
б) возвращение в аддиктивную зону эквива- лентно поражению, которое сопровождается сниже- нием самооценки и мотивации, направленной на следующую попытку.
Анализ конкретных фактов, отражающих попытки ургентных аддиктов самостоятельно справиться с про- блемой, показывает, что аддикт нуждается в дополни- тельном времени для ее преодоления. Многое здесь
322
зависит от длительности и выраженности аддик- ции. Тем не менее, всегда присутствует переходный период длящийся, порой, до нескольких недель, когда развиваются явления отнятия. В тяжелых случаях помогают физические нагрузки: спортивная ходь- ба, гимнастические упражнения, спортивные иг- ры, физическая работа. Эти виды активности способны смягчить симптомы отнятия на фоне от- сутствия свойственного ургентной аддикции дав- ления времени.
Следует иметь в виду, что освобождение от ургент- ности создает благоприятные условия для проявления религиозного чувства и эта особенность в значитель- ной степени облегчает выход из аддикции.
Ургентная зависимость исключает открытость аддикта для самоанализа и переживаний спириту- ального характера. В случаях развития личности в этих двух направлениях возникает разительный контраст с ургентным состоянием, способный сформировать очень сильную антиаддиктивную мотивацию.
Таким образом, ургентная аддикция – вид зави- симости, который выражается в субъективном ощущении постоянной нехватки времени и страхе «не успеть» (что-либо сделать, куда-либо пойти и т.д.).
Человеку с такой зависимостью присущи следую- щие личностные характеристики:
- желание контролировать время и осознание невозможности подчинить себе ход событий;
- выполнение профессиональных обязанностей в ущерб удовлетворению потребностей в отдыхе и межличностных отношениях;
- принятие абсолютно всех требований, касаю- щихся профессиональной деятельности;
323
- потеря способности радоваться жизни в на- стоящем, «зацикленность» на задачах будущего или неудачах прошлого;
- игнорирование прошлого, вытеснение в бес- сознательное эмоционально насыщенных пережи- ваний;
- страх будущего; стремление откладывать на будущее, обычно неопределенное, реализацию своих целей и желаний в сочетании с чувством то- го, что время уходит.
Одной из составляющих ургентной аддикции явля- ется работоголизм, характерными чертами которого являются состояние постоянного осмысления произ- водственных проблем; раздражительность, вызываемая деятельностью, не связанной с работой; неспособность ждать и требование пунктуальности, дисциплиниро- ванности от других.
Как показывают исследования, ургентная аддикция чаще всего наблюдается у мужчин периода поздней взрослости (41–5 5 лет) и у женщин периода средней взрослости (26–4 0 лет).
Согласно результатам исследования отечественных ученых, в зависимости от особенностей саморегуля- ции и особенностей проявления данной зависимости можно выделить три типа ургентных аддиктов:
- планирующий аддикт – он инициативен в по- становке целей, однако ему трудно определить, на- сколько принятая цель соответствует реальным условиям её достижения. Такой человек осознает рас- согласование между поставленными задачами, ходом деятельности и ее результатами, но при этом не при- нимает решения об исправлении ошибок, не анализи- рует их причины. Ему гораздо легче отказаться от поставленной цели и выдвинуть новую, чем анализи- ровать причины, из-за которых результат не достигнут.
324
Планирующий ургентный аддикт постоянно занят – в основном, планированием своей деятельности;
- немоделирующий ургентный аддикт – активно выдвигает цели и даже пытается их реализовать, но не учитывает при этом внутренних условий и внешних обстоятельств деятельности. Поглощенный добросове- стным выполнением своих обязанностей, он может не обратить внимания на изменившуюся ситуацию и бу- дет руководствоваться изначально поставленной це- лью, действовать по ранее разработанной программе;
- негибкий ургентный аддикт – отличается высо- кой степенью самоорганизации. Он легко включается в процесс поставленных перед ними или сформулиро- ванных самостоятельно задач, проявляет инициативу, внимание к деталям. Вместе с тем, такой человек испы- тывает трудности в разработке программы действий в соответствии с конкретной целью деятельности. Он более склонен искать подобную ситуацию с уже из- вестной программой действий в предыдущем опыте, чем экспериментировать в новых обстоятельствах. В реализации своей деятельности уделяет большое вни- мание контролю, проявляет настойчивость в достиже- нии цели при возникновении помех.
Для того чтобы освободиться от ургентной ад- дикции, нужно избавиться от страха перед не- структурированным, не заполненным деятельностью временем.
Вероятно, следует заполнять свой день не только работой, но и отдыхом, общением с близкими. А если одолевает страсть к планированию времени, то стоит запланировать поездку на природу, поход в гости, чтение художественной книги – любое заня- тие, которое было так давно отложено из-за «необ- ходимости» уделять время работе.

Отрывок из книги Мандель Б. Р. "Аддиктология" (ФГОС ВПО). Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 536 с.
Ответить

Вернуться в «Другие зависимости»