Дисфункциональная семья как одна из причин зависимости

нехимические зависимости, их проявления
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Дисфункциональная семья как одна из причин зависимости

Сообщение Party »

Дисфункциональная семья как одна из причин развития аддиктивного (зависимого) поведения и мышления

Что такое дисфункциональная семья?

Это семья, в которой имела место зависимость (химическая: алкоголизм или наркомания; или нехимическая: трудоголизм, игромания, адреналиновая зависимость, сектантство, религиозный фанатизм, и т.п...); или жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия); или если в семье был неизлечимо больной человек; или семья, где авторитарный стиль воспитания, в том числе и гиперопека; или неполная семья. Некоторые специалисты считают, что также это семьи учителей и военных. Я бы добавила, что в моей практике часто встречаются также семьи врачей и психологов.

Что происходит с детьми в таких семьях?

В здоровой, функциональной семье у каждого члена семьи есть своя роль, и равноценные роли, которые дополняют друг друга. В такой семье каждому уделяется доля внимания, проявляется уважение даже к самым маленьким, поощрение индивидуальности, чувства каждого члена семьи представляются как ценность, к ним тоже относятся с уважением. В такой семье ребенок с детства может открыто выражать свои чувства, желания, смело рассуждать, спорить и будет выслушан, понят, принят, члены семьи оказывают поддержку друг другу и понимание.

В дисфункциональной семье у ребенка такой возможности нет, потому что семейные процессы циркулируют вокруг одного проблемного человека.

Если это алкоголик, то многое в семье зависят от того, в каком он состоянии, настроении, употребил и собирается, или не собирается употреблять. В такой семье нет стабильности, невозможно что-либо планировать, нет уверенности в завтрашнем дне, ребенок вынужден подстраиваться под неровный ритм семьи и для открытого выражения чувств и желаний нет возможности.

Если в семье кто-то неизлечимо, тяжело болен, то семейные процессы также зависят от того, в каком состоянии больной и в чем нуждается. Члены семьи подстраиваются под его режим и потребности, на ребенка тоже возлагается ответственность за здоровье родственника, и ему приходится свои чувства и потребности держать при себе.

В семье, где один из родителей (или оба) авторитарен, тоже не интересуются чувствами, желаниями и потребностями ребенка, все семейные процессы происходят вокруг настроения авторитарного члена семьи, его состояний, тревог или страхов, важно все делать так, как он считает правильным, важно не попасть ему под "горячую руку", или не расстроить, не огорчить его. Ребенок в такой семье вынужден оправдывать ожидания родителей, и его чувства и желания в семье не важны.

В неполных семьях, или в семье, где формально есть родитель, но эмоционально отсутствует, часто мир вертится вокруг одинокого взрослого (например, одинокая мама) вокруг его жертвенных страданий, бесконечной усталости: "маму нельзя расстраивать", "мама устала", "мама столько для тебя делает"... Порой в неполной семье ребенок становится вынужден выполнять роль недостающего родителя рядом с инфантильным взрослым и лишается детства, или служит объектом гиперопеки и инструментом для удовлетворения родителем страха одиночества.

Стиль воспитания в дисфункциональных семьях:

- гиперопека: ребенка чрезмерно опекают, не давая ему самостоятельно принимать решения, справляться с жизненными задачами и проблемами, совершать ошибки и исправлять их, что формирует у ребенка выученную беспомощность;
- авторитарный стиль воспитания: ребенка «муштруют», требуя от него больше, чем он может дать, не предоставляют ему свободы выбора;
- попустительский стиль воспитания: до ребенка родителям нет дела, он предоставлен сам себе, "уроки жизни" он получает на улице;
- смешанный стиль воспитания: каждый родитель воспитывает по-своему, стиль "лебедь рак и щука".
В каждом из этих стилей воспитания переживания и чувства ребенка не представляют интереса для родителей, ребенку приходится подавлять свои чувства.

Стиль общения в дисфункциональной семье

В основном, все общение сводится к манипуляциям, обвинениям, упрекам, угрозам, запугиваниям. Члены семьи не умеют быть честными друг с другом, просить о помощи, просить прощения, благодарить, поддерживать друг друга, быть близкими, чуткими, уважающими чувства, потребности и мнение друг друга. Самый бесправный и невыслушанный человек в такой семье - ребенок.

Что происходит с чувствами

Если чувства не выражены, то они подавляются и становятся как "сдавленная пружинка", которая приводит к внутреннему напряжению. Проблемы чаще начинаются с подросткового возраста. Оставаясь наедине с собой, такой ребенок беспокоен, тревожен, невротичен, он чувствует «пустоту», ему плохо с собой. Происходит это потому что то, что он раньше в себе сдерживал, теперь выплескивается в крайних, искаженных, уродливых, нездоровых формах. Та самая "сдавленная пружинка" начинает "раскручиваться". И если этот механизм завелся, то остановить его практически невозможно.

Это служит началом любой зависимости. Например, созависимости, контрзависимости, игромании, сектантству, тягой к мистике и эзотерике, трудоголизму, религиозному фанатизму… и т.п. Учитывая, что зависимость - это не просто увлечение, а разрушающее психику заболевание, выбрав форму зависимости, такой человек начинает разрушать свою жизнь.

Что характерно, поскольку такой ребенок не знает другого детства, он умудряется быть в нем счастливым, и часто, будучи уже взрослым и вспоминая свое детство, он припоминает радостные моменты. Например, один пациент-наркоман считал счастливыми воспоминания, когда отец приходил домой пьяный, с разбитым лицом, и, видя испуганные глаза сына, рассказывал ему, что он участвовал в государственном задании, боролся с врагами. Мальчик верил ему, гордился, и, приходя во двор, рассказывал другим мальчишкам, что его отец — герой. И страшная правда, что его отец обычный алкоголик, для него была настолько травматична, что он об этом не задумывался, даже когда вырос. Он всегда считал отца героем.

Или женщина, страдающая от алкоголизма, радостно вспоминает, какой ее отец был добрый, когда был пьяный. Он приходил обязательно с конфетами, подарками, и он в такие моменты мог сделать что угодно для «любимой дочки». Поэтому, несмотря на ужас, который пережила эта женщина в детстве, живя с отцом, который почти всегда был в невменяемом состоянии, она вспоминает папу с улыбкой.

Или один клиент, когда был подростком, мать-контролер никуда его не пускала с друзьями, загружала занятиями музыкой (которые он ненавидел), вспоминает, как испытывал огромную радость, когда удавалось ее обмануть и все-таки увидеться с друзьями.

Или воспоминания женщины, пострадавшей от культа, о том, что она в детстве была «взрослой», и вспоминала она об этом с гордостью, не задумываясь о том, что это говорит о том, что она была лишена детства, поддержки и любви родителей, детской непосредственности, беззаботных девчачьих радостей. В более поздних воспоминаниях она рассказывала, как подростком приходила на могилу умершего от диабета брата, и разговаривала с ним о себе. В ее жизни с детства не было живого человека, с которым она могла об этом поговорить.

Все эти «приятные» детские воспоминания, на самом деле – печальны и жестоки, но детская психика так устроена, что благодаря защитным механизмам, происходившее в их жизни становится как будто не болезненно и даже нормально, потому что эти дети не знают ни о каком другом детском счастье, и принимают за счастье то, что есть.

продолжение в следующем сообщении

Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Психологические причины зависимости

Сообщение Party »

Характерные черты, формирующиеся в детстве в дисфункциональной семье

Из-за того, что чувства в детстве подавлялись, формируется гиперчувствительность.

Изображение
Рис. 1. Графическое изображение эмоционального фона
Центральная линия - состояние душевного покоя
Здоровый эмоциональный фон (вверху)
Эмоциональный фон гиперчувствительного человека (внизу).


Если для здорового человека радость – приятное чувство, то у гиперчувствительного радость «до умопомрачения». Если у здорового проблемы вызывают неприятные ощущения, но с этим можно жить, то у гиперчувствительного это «вселенская трагедия». Гиперчувствительных можно определить по характерному мироощущению и фразам, отличающимся крайней эмоциональной окраской, например, если парня бросила девушка, то он заявляет, что больше не верит никому, что больше никогда не будет любить, и долго не может выйти из состояния горя, может потерять веру в доброту и порядочность...

Я проводила опрос: «что Вы делаете когда Вам плохо?». Несколько человек ответили в стиле: «беру ящик водки…», «напиваюсь», «пью». Это частая реакция гиперчувствительных людей, у которых развивается хим.зависимость, даже при том, что зависимость на этом этапе не заметна, подобные реакции ее демонстрируют. Если у гиперчувствительного радостное событие, то его обязательно надо как-то безумно отметить: напиться, наглотаться таблеток, обкуриться, веселиться до упаду, и т.п... И общаясь с некоторыми людьми, можно заметить, что одна из первых мыслей, сопутствующая их радости: «Надо отметить».

Гиперчувствительность проявляется не только в том, что ее нужно заглушать алкоголем или другими хим.веществами. Мир таких людей наполнен крайностями, и поделен на «черное и белое». Они либо восхищаются, либо ненавидят, они ранимы и впечатлительны, они могут быть безразличны к проблемам близкого, но они могут страдать вместе с героями при просмотре сентиментального фильма, или остро переживать несправедливость в мире, обществе и не могут пройти мимо бездомной собаки. Они считают себя неравнодушными, но это не просто неравнодушие, это страдания.

Жить при таких эмоциональных "качелях" тяжело, и зависимый судорожно ищет, чем «погасить» эту раскачку, как бы не чувствовать, одновременно стремясь к крайним эмоциональным состояниям, без которых жизнь кажется пустой, потому что умеренных чувств он не ощущает. Неслучайно, алкоголизм (наркоманию) называют болезнью «замороженных чувств». Парадокс: вкупе с гиперчувствительностью у зависимых заморожены чувства. Но в данном случае, речь идет об отсутствии нормальных, умеренных человеческих чувств. которые для зависимых незнакомы. Поэтому они не способны почувствовать «вкус жизни», не видят «красок жизни», мир представляется им серым, унылым, скучным и депрессивным, нормальные люди – неинтересными, ведущими скучную, однообразную, бессмысленную жизнь, «серой массой», «рабами системы»; и единственным утешением от боли такого бытия, является уход в зависимость.

Гиперчувствительные люди постоянно пытаются «добавить красок» к своему существованию разнообразными искусственными способами, путем погружения себя в пиковые, крайние эмоциональные состояния. Они испытывают внутренний конфликт, не принимают мир таким, какой он есть, не видят смысла в обычной человеческой жизни, хотят лучшего, большего, не такого как «у всех»... Поэтому часто аддикции (зависимости) у них присутствуют в комплексе, и сменяются друг другом.

Например, алкоголизму и наркомании часто сопутствуют увлечения разными эзотерическими "практиками", лжеучениями, в которых практикуется длительные медитации, и другие способы достижения измененных состояний сознания (ИСС). Часто химической зависимости сопутствует игромания, тредоголизм, любовные аддикции. Созависимость порой идет рядом с зависимостями, предоставляющими иллюзии, и обещающими в будущем вселенское счастье, например дейдриминг (навязчивое фантазирование), нью-эйджеские сектантские направления, такие как «позитивное мышление», «визуализация желаний», разнообразные тренинги по усовершенствованию себя, и т.п…

Культы дают иллюзию контроля, надежду на управление своей жизнью и другими людьми, ощущение собственной значимости и важности, псевдосмысловое наполнение духовного вакуума, и кроме того такие желанные для зависимых крайние эмоциональные состояния, или состояние измененного сознания.

Зависимые люди, кроме того что сами чрезмерно эмоциональны, способны провоцировать сильные эмоции и у тех, кто с ними общается. Если они не вызывают таких эмоций и не получают в ответ "взамности" - они теряют интерес к человеку, но если добиваются желаемых "гиперчувств" в ответ - отношения продолжаются, и чем больше общение приносит крайних эмоций, тем оно теснее и ближе. Таким образом, еще будучи детьми, люди с аддиктивным поведением "отсеивают" от себя людей, испытывающих здоровые эмоции, и общаются только с себеподобными, полностью окружая себя ими. Они дружат друг с другом, общаются, создают семьи, основа отношений в которых - сильные эмоции.

Кроме гиперчувствительности в процессе жизни в дисфункциональной семье у ребенка формируетсяидеализм (искаженное восприятие мира) и перфекционизм.

Идеалисты очень остро воспринимают несправедливость этого мира. Именно от них можно услышать: «Не мы такие – жизнь такая», или «Жизнь – дерьмо», или «Люди – волки». Они как будто пытаются изменить этот мир, контролировать его, но поскольку это изначально обречено на провал – очень страдают от того, что в мире многое не так, как им бы хотелось. Они не принимают мир и себя в нем, стремятся к неосуществимым идеалам, переживают из-за того, что всё, все, и они сами - несовершенны, не идеальны. У идеалистов повышенные требования к дружбе, любовным отношениям, в отношениях с другими людьми они впадают в крайности.

Перфекционизм – это способность либо делать все на 5 с плюсом, либо вообще ничего не делать. Перфекционисты не дают себе права на ошибку, не прощают ошибки другим, поскольку свои ошибки им признать трудно – они во всех своих проблемах ищут виноватых, или бесконечно винят себя. Обычно они или с детства страдают от комплекса отличника, или становятся двоечниками-изгоями, среднего не бывает. Страдающие от синдрома отличника, добиваясь отличных результатов никогда не бывают удовлетворены собой, их преследует ощущение, что «можно было еще лучше», они обесценивают все достигнутое, винят себя за лень и собственное несовершенство, считают, что только достижениями можно добиться любви и признания, они всю жизнь оправдывают чьи-то ожидания, и сравнивают себя с кем-либо «лучшим». Двоечники-изгои живут, смирившись с ярлыком неудачника, подкрепляя его своим поведением намеренно. Решение каких-либо жизненных задач, им кажется непосильным, поэтому они часто вообще от них уклоняются, обвиняя в своей несостоятельности других, а в глубине души - себя. Они считают себя недостойными любви, и пытаются добиться внимания эпатажем, неординарными действиями и самоутверждением за счет других людей. Реальность для таких людей невыносима, и они ищут способ «бегства» от нее. Перфекционисты живут в колоссальном напряжении, которое терпеть очень трудно.

И если идеализм и перфекционизм в комплексе с гиперчувствительностью – можно представить себе, как такие люди воспринимают неудачи. Для них проблема является катастрофой, обида - предательством, несложившиеся отношения - разочарованием в людях вообще.

Им больно жить.

Косухина Мария. Психолог, специалист по зависимостям

Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Психологические причины зависимости

Сообщение Party »

Michaelkn писал(а):Моя девушка из дисфункциональной семьи, и теперь понятно почему она употребляет таблетки. Но я получается тоже из дисфункциональной семьи, но я ведь не зависимый, хотя некоторые моменты статьи как про меня.
А откуда ты знаешь, что ты не зависимый?

Не в сети
Аватара пользователя
Статус неизвестен
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 14 мар 2016, 11:10
Откуда: Rossiya
Контактная информация:

Психологические причины зависимости

Сообщение CBETKOmarfa »

Оказывается кроме физиологических причин зависимости, существуют как отдельная категория еще и психологические причины. Интересно, если диагностируется зависимость, ее можно вылечить посещая психолога?

Не в сети
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 сен 2017, 05:12

Психологические причины зависимости

Сообщение Bryantdlllq »

какие есть пути решения этой проблемы?

Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Психологические причины зависимости

Сообщение Party »

Психологическая терапия зависимостей. Других путей пока не знаю.
Ответить

Вернуться в «Другие зависимости»