Психосоматическая мать

Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Психосоматическая мать

Сообщение Party »

В рамках обучения клинической психологии, в разделе Психосоматика узнала новый термин "Психосоматическая мать".
Концепция нарушенных процессов сепарации-индивидуации

Многие психоаналитики рассматривают важнейшие новообразования у ребенка, как результат процессов сепарации-индивидуации, происходящих в период от 14-15 до 30-36 месяцев. Эти процессы состоят в развивающейся готовности получать удовольствие от независимого функционирования.

Маргарет Малер полагала, что ребенок достигает своего психологического рождения (эмоциональной сепарации и индивидуации), столь же необходимого, как и физическое, пройдя ряд фаз. К ним она относит: фазы аутизма, симбиоза и несколько подфаз сепарационно-индивидуационных процессов, в частности, «вылупливания» из симбиотической орбиты, фазу «действования» - активного освоения окружающего мира, фазу «воссоединения» - возвращения потребности в единении с матерью, фазу начала консолидации индивидуальности и постоянства объекта (Maler M., 1965).

Для нормального прохождения ребенком всех этих фаз, успешного решения стоящих перед ним на каждом этапе трудных задач созревания важно адекватное участие матери: возможно полное удовлетворение потребностей на симбиотической фазе, дозированные фрустрации, подталкивающие ребенка к сепарации и созданию объективных репрезентаций на подфазах сепарации и так далее. Так понимаемое взаимодействие ребенка и матери имеет прямое отношение к проблеме психосоматических заболеваний. Мать, бессознательно отвергающая попытки ребенка сепарироваться (обычно в силу собственных нарушений), может задержать его развитие на фазе симбиоза или на одном из последующих этапов развития, что приведет к возникновению слабого Эго с различными формами аутизма и нерешенного симбиоза. Многие авторы видят именно патологическую симбиотическую связь с матерью как важнейший аспект психологической предиспозиции к болезни (Sperling M., 1955, Engel G., Reichsman F., 1956, Kohut H., 1971).

Изучение особенностей психосоматических матерей и психосоматических семей показало, что все эти матери имели неблагополучное детство, вынеся из него существенные бессознательные конфликты. Именно эти конфликты матери и пытаются разрешить через симбиотические отношения со своими детьми. В этих случаях, например, ребенок может ощущать себя как часть тела матери или должен быть слабым, полностью зависимым от нее (Sperling M., 1955). Любые попытки независимости и сепарирования со стороны ребенка скрыто отвергаются.

Типичная психосоматическая мать описывается как авторитарная, сверхвключенная, доминирующая, открыто тревожная, латентно враждебная, требовательная, навязчивая (Sperling M., 1955, Von Rad M. et al., 1979, Taylor G., 1987). Такая мать отвергает детские попытки демонстрации отличия, самостоятельности, автономности. Патологичность подобных отношений закрепляется специфическим местом отца в семейной структуре, когда он в силу собственной слабости не может противостоять доминирующей и авторитарной матери и находится в отдалении от материнско-детской диады (Wolman B.,1988).
Ответить

Вернуться в «Наши дети»