Анонимные - секта?

информация о группах NA, AA
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Анонимные - секта?

Сообщение Party »

Иногда слышу от новичков про группы: "да это секта какая-то!"
что же в группах напоминает секту? Коллективное зачитывание шагов и традиций? Коллективная молитва? Страх некоторых анонимных, что если покинут группу - сорвутся и умрут? Возможно что-то общее и есть, но... у сект (деструктивных культов) есть определенные признаки. Предлагаю рассмотреть их и разобраться, относятся ли они к группам самопомощи анонимных.

Итак. Признаки секты (ПО СТИВЕНУ ХЭССЕНУ). Рассмотрим по порядку, по одному признаку.
А. Контроль поведения.
1. Регулирование индивидуальной физической реальности: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает; какую пищу он ест; сколько ему позволяется спать; финансовая зависимость.
2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
3. Необходимо спрашивать разрешение для важных решений.
4. Награды и наказания.
5. Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль.
6. Жесткие правила и предписания.
7. Необходимость покорности и зависимости.

Под группы с натяжкой можно подвести если только 2 и 5. Да, в начале выздоровления бОльшая часть времени посвящаемся работе по шагам, лучше даже если все время будет этому посвящаться, поэтому первый шаг лучше делать в Реаб.центре. И да, на группах превалирует групповая мысль. Но только 1 час в день. Группы - это огромная поддержка. И конечно же, остальные пункты ну никак подтянуть под то, что происходит во время выздоровления с помощью групп. Человек сам выбирает где ему и с кем жить, какую одежду носить, что есть и сколько спать. Единственное, что в выздоровлении рекомендуют хорошо питаться, не быть голодным, и высыпаться, но эту рекомендацию может дать любой врач.

Следующий признак:
Б. Контроль информации.
1. Использование обмана (лжи): умышленно утаивая информацию; искажая информацию, чтобы сделать ее приемлемой; обманывая открыто.
2. Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; критическая информация; бывшие участники; загружать участников культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.
3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин: нет свободного доступа к информации; информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто что "должен знать".
4. Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе "приятельства" для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках).
5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды: бюллетени, журналы, газеты, аудиозаписи, видеозаписи и т.п.; неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников.
6. Использование исповеди: информация о "грехах" используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и контролировать — нет прощения или отпущения грехов.
из этого перечня признаков ни один не подходит под описание того, что происходит на группах. Да, широко используются книги, буклеты, аудио- и видео- материалы, для того, чтобы зависимые имели больше знаний о проблеме, и могли найти ответы на свои вопросы.
На группах нет лидера, разумеется нет доносительства, и тем более слежки, приходящему на группы не диктуется чего не следует читать или смотреть, кому молится, в выборе информации он абсолютно свободен.

Следующий признак:
В. Контроль мышления.
1. Необходимость интернализации (понуждения к восприятию) групповой доктрины как "Истины": Схема — Реальность, Черное и Белое, Добро против Зла, "Мы против Них" ("групповое" против "внешнего" мира).
2. Принятие "нагруженного" языка (характеризующегося мыслительными клише).
3. Поощряются только "хорошие" и "правильные" мысли.
4. Техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность (мышление желаниями); монотонное говорение (скандирование), медитация, произнесение молитв, общение на "языках", пение или гудение.
5. Нет — критическим вопросам о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной.
6. Нет — альтернативным системам верования и признанию их правильными или хорошими
Один из навыков, которым учит Программа - безоценочность. Для выздоравливающих не бывает правильных или неправильных, хороших или плохих мыслей, есть только свой опыт выздоровления и опыт других выздоравливающих, насколько он правильный или хороший - никто не знает. Кроме того, программа напротив, помогает разобраться со своими защитными механизмами, мешающими выздоровлению: отрицанием, рационализацией, идеализацией, и многими другими, поэтому, в группах как раз все наоборот. И конечно никаких говорений, общений на языках и медитаций до посинения тоже не происходит. Есть только одна короткая молитва о душевном покое, которая однозначно не является техникой прекращения мышления.

следующий признак:
Г. Контроль эмоций.
1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.
2. Заставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина.
3. Чрезмерное использование вины: вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом), откуда ты, твоя семья, твое прошлое, твои привязанности, твои мысли, чувства, поступки; социальная вина; историческая вина.
4. Чрезмерное использование страха: боязнь мыслить независимо, боязнь "внешнего" мира, боязнь врагов, боязнь потерять свое "спасение", боязнь природных бедствий.
5. Крайности эмоциональных пиков и спадов.
6. Ритуальное и часто публичное признание "грехов".
7. Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности "вовне"; страшные последствия будут иметь место, если вы уйдете; не может быть оправданных причин для выхода из культа.
Можно конечно подтянуть 7 пункт. Да, у многих зависимых есть страх уйти из групп, если зависимый уже умирал, а с помощью групп перестал употреблять и стал чувствовать себя хорошо, то группы по его мнению, для него могут стать единственным способом нормально жить, и он боится лишиться этой поддержки. У таких людей может резвиться зависимость от групп. Психологи таких людей называют "инвалиды группы". Их не много, но они есть как и в любой другой социальной системе есть неофиты и фанаты. По поводу остального, то на группах как раз все наоборот. Работая над собой, спектр чувств зависимого расширяется, от чувства вины он избавляется, стимулируется интерес к внешнему миру, зависимые стремятся избавиться от эмоциональных "качелей" и обрести состояние душевного покоя и здоровый, умеренный эмоциональный фон.

Из вышесказанного можно заключить, что ни один из признаков секты не подходит для групп. И, конечно же, группы не являются сектой.

Поскольку одна из зависимостей, с которой я работаю - культовая зависимость, могу добавить от себя, что провести аналогию можно между употреблением и сектой, нежели группой и сектой. Секта - от слова "отсечь", "отсекать". Находясь в секте человек становится "отсеченным" от людей, общества, близких, он перестает находить с ними общий язык, проявлять интерес и общаться с теми, кто не интересуется тем же, чем и он. При развитии алкогольной или наркотической зависимости именно это с человеком и происходит. Но благодаря группам происходит обратный процесс: группы помогают человеку вернуться, социализироваться, найти контакт с внешним миром.
И еще. У Хассена не раскрыта тема техник остановки мышления. Точнее эти техники можно назвать техниками, изменяющими сознание. В сектах часто используются длительные медитации, дыхательные упражнения, и другие техники, вводящие в трансовые состояния. Психологи их называют "наркомания без наркотиков". Часто наркоманы (алкоголики) в поиске способа прекратить употрблять попадают в секты, в которых широко используются подобные техники. По-сути эти люди ищут "безопасные" способы изменить свое сознание. Но безопасных способов н бывает, и даже если человек впадает в измененку без хим.веществ - зависимость его прогрессирует, и он продолжает разрушать свою личность, только другим способом. Выздоровление с помощью групп поможет научиться жить в реальности, и не впадать в другие зависимости.

Не в сети
Аватара пользователя
Супермодератор
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:05

Re: Анонимные - секта?

Сообщение roswell47 »

Мне попадалась книга по типам групповой психотерапии, в которой группы анонимных алкоголиков относят к групповым тренингам. К сожалению, не помню, как называлась та книга и к какому конкретно типу групповых занятий анонимных отнесли.. Хотя, кто из ищущих легкие пути, станет разбираться... :)

Не в сети
Аватара пользователя
Близкая зависимого
Сообщения: 227
Зарегистрирован: 08 окт 2012, 16:07
Откуда: Мск

Re: Анонимные - секта?

Сообщение Ladybug »

Вчера я приехала на группу, которая проходит в одном Московском храме. Там уже несколько лет группа собирается. Так вот вчера группу от туда выгнали, объяснив это словами "американская программа, протестанты, секта и тп". Мы посидели на лавочке, тк все равно уже все приехали, и тут нас ещё и с территории Храма попросили уйти. И это не смотря на то что в группе много православных.

Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Анонимные - секта?

Сообщение Party »

Печально :(
Православные православным рознь... Разные люди бывают.

Не в сети
Аватара пользователя
Близкая зависимого
Сообщения: 227
Зарегистрирован: 08 окт 2012, 16:07
Откуда: Мск

Re: Анонимные - секта?

Сообщение Ladybug »

аГА ) пИЧАЛЬКА)
Ответить

Вернуться в «Группы помощи»