Но здесь я расскажу о других техниках, которые также называют медитациями, но на самом деле они являются лишь одним из способов достижения измененного состояния сознания (ИСС), опьянения, нетрезвости. При этом человеку практикующему их, может казаться, что у него появляется осозанность, расширяется сознание, и он даже становится счастливым, но это иллюзия, появляющаяся из-за выделения определенных нейромедиаторов в мозге во время подобных медитаций. Речь идет о т.н. практиках, которые используют в эзотерических, мистических лжеучениях, представляющих опасность для психики человека.
Отрывки из книги Маргарет Талер Сингер и Джаньи Лалич «Культы среди нас»:
К середине 1970-х годов клинические сообщения об отрицательных результатах, возникших на основе различных программ медитирования с помощью мантр, начали усеивать психиатрическую литературу. Клиницисты сообщали, что некоторые медитаторы оказывались в самонаведенных измененных состояниях, в которых они воспринимали в качестве нереальных себя или окружающую среду. Некоторые люди стали нетрудоспособными, потому что были неспособны управлять этими эпизодами. В других клинических сообщениях указывалось, что неразборчивое использование медитаций с помощью мантр способно погрузить в пучину более серьезных психиатрических проблем, колеблющихся от депрессии и возбуждения до психической декомпенсации.
В главе "Медитация не всегда полезна для вас" авторы описывают примеры психических и психологических расстройств, возникших после медитации:
- Провалы памяти, недостатков сенсорных фильтров и приступов тревоги. Примером послужил «Джон», тридцати шести лет, медитировал время от времени в течение девяти лет; в последствие два года из этого времени его побудили заняться интенсивным медитированием. Некогда руководящий работник бизнеса, теперь, спустя год после ухода из группы, занимающейся медитацией, он живет на государстенные средства с диагнозом психически искалеченного и неспособного к работе. Он страдает от обмороков, провалов памяти, серьезных и частых приступов тревоги и истощения… Хотя он находится на лечении, он не способен функционировать при малейшем стрессе к окружающей среде. Он держится в стороне от людей, гуляет в лесу один и много отдыхает.
Туман и провалы. «Лайза» пробыла в группе медитации тринадцать лет. Из них девять лет она страдала от уникальных диссоциативных переживаний, во время которых она «выпадала из жизни - space out». Оглядываясь вокруг себя в комнате, Лайза видела оранжевый туман, доходивший до талии…
Измененные состояния и затруднения с памятью. «Рик» вступил в группу медитации в 1975 году в возрасте семнадцати лет и медитировал в течение одиннадцати лет. Он испытал первые тревожные симптомы в период прохождения первого курса повышенного типа, когда к медитированию с помощью мантр добавились свердыхание и упражнения по системе йогов. Он описывал состояния эйфории; периоды диссоциации, деперсонализации, замешательства, раздражительности и затруднения с памятью. Когда он в конце концов покинул группу, ему было трудно читать, у него были затруднения с памятью, концентрацией и сосредоточенностью; у него возникало непроизвольное дрожание тела; и он испытывал частые эпизоды диссоциации.
Утрата границ. «Бруно», архитектор сорока с небольшим лет, отправился на первое расширенное мероприятие с медитацией в гостиницу в другом городе после того, как в течение года занимался краткой начальной медитацией. Это загородное мероприятие было интенсивной программой, требующей многих часов медитирования, сверхдыхания и постоянного пребывания на людях. Он потерял ощущение времени, чувствовал себя странно и как бы не был самим собой. Он, наконец, сбежал с этих курсов после тревожного опыта в гостиничном номере: «Внезапно я стал единым с конждиционером. Я просто исчезал, и казалось, что когда кондиционер начинал работать, он просто вынимал меня из моего тела. На постели меня не было – я был «единым» со звуком мотора!».
Когда он сказал инструкторам как он был встревожен, они ответили, что «происходит нечто хорошее», и порекомендовали больше медитировать…
Неуместные и не имеющие отношения к делу взрывы эмоций. …
Мускульное судорожное подергивание…
Долгосрочная эмоциональная вялость…
Припадки…
Галлюцинации…
Я не утверждаю, что у всех, кто занимается медитацией, имеются проблемы. Я говорила со многими людьми, которые находят краткое медитирование расслабляющим им кто с энтузиазмом относится к личным мгновениям покоя. Эти люди, однако, не становились членами культов, е были они и частью жестких социальных групп медитаторов, в которых независимо от того, насколько тревожными являются их реакции, они чувствовали бы себя социально вынужденными продолжать заниматься данным ритуалом, или им рекомендовали бы еще больше заниматься медитацией и гипервентиляцией.
В этой среде участников, которые жалуются, что та или иная процедура вызывает у них отрицательный эффект, отвлекают и заставляют замолчать. Группа добивается такого отвлечения, говоря этим людям, что они должны делать больше, что они неправильно медитируют и что их жалобы – это знак их «порочности». К этому моменту люди с тревожными симптомами обычно зависят от данной организации, так что они просто сдерживают выражения страдания из страха быть исключенными.
В течение многих столетий ритуалом медитации обучали в рамках определенных космологий знания и верований. В отличие от этих освященных временем традиций, когда учителя наблюдали и руководили своими учениками так, чтобы вредных результатов можно было избежать, сегодня медитации продается как предмет массового сбыта…
Я не стала приводить все примеры, приведенные авторами, их достаточно много, Сигнер и Лалич провели большое клиническое исследование последствий подобных практик. Добавлю лишь свой пример. На тренинг по рационально-эмоционально-поведенческому консультированию в Москве один парень привел своего друга вышедшего из Церкви Саеnt0логии. В практику этого культа входят ежедневные многочасовые упражнения, являющиеся по сути глубокой, длительной медитацией, которая у них называется «одиtинг» Во время упражнений человек должен несколько часов сидеть неподвижно (4-6-8 часов), концентрируясь на своем организме, или, например, стуле, на котором он сидит… если у него моргают веки, или неровное дыхание, или, что-то не получается, одиtоры заставляют переделывать упражнения снова и снова, говоря, что он чего-то не понял, и поэтому не достиг пока нужного мастерства в одиtинге. Парень упорно тренировался. У него не получалось, он усердствовал… В результате, он стал с трудом общаться с людьми, не может читать и полностью воспринимать человеческую речь, возникла постоянная тревога и панические атаки. Он говорит, что не может сконцентрироваться, начинает что-либо делать, и автоматически входит в это состояние (уход в себя). Некоторых особо старающихся одиtоров в саеnt0логии приходится заново учат читать и писать. Благодаря подобным практикам в культах человек может стать овощем: его разум чист, и в него можно "вкладывать" любые культовые идеи, доктрины, понимание мира.
В заключении повторю, что не каждая медитация вредна и опасна. Различия:
1) Время. Терапевтическая медитация проводится до 20 минут (самостоятельно/психологом/психотерапевтом/психиатром); культовая медитация длится значительно дольше.
2) Цель. Терапевтическая медитация - вполне "приземленные" цели: релаксация, самососредоточение, размышление, настрой на день/сон; культовые медитации имеют множество эзотерических или псевдопсихологических целей (типа работа с подсознанием/т.н.осознанность/работа с энергиями/выход в астральный мир/контакт с Богом...)