Проводя эксперименты на животных, ученые заключили, что выученная беспомощность появляется в результате неоднократного повторения нерешаемых задач. Животное как бы "перестает верить", что справится, и оставляет попытки. Но с людьми все гораздо сложнее. Трудности, преодолеваемые в жизни, ребенок может анализировать и решать с помощью взрослых, и если родители его поддерживают даже если он не прав, стимулируют мотивацию, позволяют совершать ошибки, и не угнетают - ребенок развивается нормально. Но если родители не предоставляют ему возможности совершать ошибки, выбирать те пути, которые он хочет, чрезмерно вовлекаются в его дела, думают за него, не позволяют решать проблемы, которые он способен решить сам, если постоянно критикуют, акцентируют внимание на его неудачах, подчеркивая его беспомощность и никудышность, ведут себя по принципу "без меня ты не справишься", "я лучше знаю что тебе делать и как жить", "без моего ведома ничего не делай" - ребенок вырастает беспомощным. Говоря о беспомощности я имею в виду не в смысле ухода за собой (хотя при активной гиперопеке бывает и такое). Беспомощные взрослые дети могут учиться, работать (хотя беспомощность может проявляться и в паразитизме), но они не способны решать свои социальные проблемы, делать самостоятельный выбор, они не могут взять на себя ответственность за свою жизнь и свои ошибки. Такие люди, по мнению их контролирующих близких, постоянно оказываются "под чьим-то влиянием", "обманутыми", их кто-то легко может на что-то "уговорить", попадающими в "плохие компании", проблемные ситуации, и не могут выбраться из них без помощи "взрослого". На самом деле это действительно так, потому что люди, страдающие выученной беспомощностью, неразборчивы, имеют недостаточный негативный опыт, чтобы определить перспективы, потому что не привыкли думать на перспективу, за них всегда это делали "взрослые". Чаще всего, люди, страдающие выученной беспомощностью, попадают из под одного влияния под другое, грубо говоря, просто над ними меняется "власть". Например, они могут попасть в секту, в которой ими будут управлять.
Часто в семьях матери (особенно одинокие), воспитывая в детях беспомощность, неосознанно хотят сделать своих детей зависимыми от себя, чтобы дети не уходили и всегда давали им любовь, которой им не хватало. Причем такие мамы, с одной стороны, возмущаются, что их дети замкнуты, необщительны и, повзрослев, не находят себе супругов или не торопятся одарить внуками, но, с другой стороны, они же и делают все, чтобы их чадо было не способно существовать без материа и чтобы у их "ребенка" не получилось ни с кем кроме них близких отношений. Любая попытка их взрослого ребенка вступить с кем-нибудь в близкие отношения, встречается сопротивлением и критикой с их стороны, а часто и открытой войной "или я или он/она!", а любой кандидат на близкие отношения (будь то просто друг, подруга или любимый человек) оказывается, в их понимании, чуть ли не врагом, тянущим их драгоценное чадо к гибели.
Гиперопекающие мамы - тревожные, ими управляет страх. Часто они направляют свою тревогу на здоровье ребенка и могут его залечить. Ребенка много водят по врачам, кладут в больницы, при том, что не всегда есть повод для беспокойства. Этот случай хорошо описан у П.Санаева "Похороните меня за плинтусом". Постоянная тревога за то, что ребенок переохладится или перегреется, что его продует, или он что-то съест вредное или опасное, за то, бледный он или худеет, делает родителя и ребенка невротичным тондемом, в котором ребенок растет зависимым и у него возможно в последствии развитие фобий.
Гиперопека не всегда направлена по отношению к детям. Иногда под контролем могут быть супруги, которые выполняют в семье роль "большого ребенка". Такие люди обычно также дети авторитарных родителей, ставшие супругами авторитарных жен (мужей). Их преследует та же схема "смены власти" (чаще власть переходит от контролирующей мамы к контролирующей жене). Они лишь косвенно участвуют в воспитании своих детей (не имея своего мнения и не принимая никаких решений), и в решении вообще каких-либо семейных проблем полагаются на авторитарную супругу, возлагая на нее ответственность за все происходящие процессы в семье. Такое приспособление взаимовыгодно. Супруга чувствует свою важность и значимость (которую не чувствовала в детстве), а "беспомощный" ни за что не отвечает. И если что-то не складывается, можно всегда напомнить: "ну это же было твое решение" (типа я тут и не причем). Кроме того, очень удобно ни о чем не думать и ни за что не отвечать. Контролирующая жена думает за всех и не предоставляет "беспомощному" возможности принимать решения, командует им, ведет все дела семьи, решает все семейные проблемы, распоряжается финансами. "Беспомощный" супруг является лишь исполнителем и не дай Бог что-то сделает по-своему или примет какое-то самостоятельное решение. При этом "беспомощный" может быть вполне успешен в учебе и на работе, занимать руководящие должности, но в других случаях семейная система укрепляется настолько что "беспомощный" становится таковым настолько, что может подолгу не работать или не работать вообще. И несмотря на то, что супруга начинает "тянуть все на себе", всегда заморочена, напряжена, уставшая и на грани нервного срыва, в этой ситуации она чувствует себя еще более значимой, почти Богом в своей маленькой семейной системе. Поэтому, несмотря на периодические конфликты, она своими руками создает условия для усиления беспомощности мужа.
Судьба людей, в которых воспитали выученную беспомощность складывается обычно по одному из трех сценариев:
1) Он рано покидает отчий дом (спасается бегством от гнетущего контроля), и, чаще всего попадает в неприятности (алкоголизм, наркомания, секты), или связывает свою жизнь с зависимыми партнером, за счет которого чувствует свою важность и значимость.
2) Он остается навсегда с матерью. Его воля сломлена, он зависим от матери. В его жизни возможны попытки создать семью, но, как правило, они заканчиваются неуспехом, и он снова и снова возвращается к маме. В этом случае чаще всего развивается химическая зависимость (алкоголизм, наромания), хронические заболевания, депрессия, что усиливает беспомощность. И тогда он становится "крестом", который вынуждена нести всю оставшуюся жизнь мать. В данном контексте речь не о бытовой или профессиональной беспомощности, а о социальной. Единственная комфортная, принимающая, понимающая и "безопасная" социальная среда для таких людей - родительская семья, при мыслях и попытках что-либо изменить в жизни они чувствуют тревогу и страх, поэтому обычно ничего не меняют.
3) Он попадает под контроль другого человека. Это может быть авторитарный супруг (супруга), а может быть секта или какой-то "духовный учитель". В этом случае, родители борются за потерянную "власть", и, как правило, безуспешно, потому что если это супруг/а, то он моложе и сильнее (хотя бывают случаи, когда о свекровях/тещах говорят "Она нас развела", "Разведясь с ним я почувствовала, что развожусь с его мамой"), а если это секта или "духовный учитель", то у этих больше свежих сил и современных методов манипуляции для усиления и укрепления своей власти. К тому же, часто "беспомощный" осознает, что им управляли родители и попав в другую контролирующую среду, думает, что освободился, несмотря на то, что он просто попал под другую власть, потому что не может жить по-другому.
При потере родителя, такие дети остаются одни, будучи неприспособленными к жизни в социуме, страдающими от одиночества, фобий и других психологических проблем.
Основная причина выученной беспомощности - контролирующее поведение родителей: авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания. В вербальном плане это проявляется в повышенном критиканстве, обвинениях, сравнениях с другими, а порой и унижениях, а также в навязчивых советах и строгих указаниях как жить и что когда делать.
Первая попавшаяся ссылка по теме: http://iatp.vspu.ac.ru/psy/children/vza ... popeka.htmГиперопека — чрезмерная забота о детях, которая выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, "привязывать" детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом, не позволять детям совершать ошибки и исправлять их.
При гиперопеке ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей. Выученная беспомощность — это условнорефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.
Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. Вне действия этих факторов гиперопека более свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом контактов. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми. Неумение общаться матери передается ребенку, ведь социальные навыки приобретаются на примере взрослых. Соответственно, выросший ребенок воспринимает мир, как враждебный, он не доверяет людям, сторонится их, у него нет друзей, трудности в общении с противоположным полом.
Более выражена, чем у отцов, связь между типом темперамента матери и характером заботы: гиперопека чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. В большей степени гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм "обязывания" детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом. К тому же нередко эти матери пытаются образовать с детьми изолированную пару общения в семье, чрезмерно опекая их и не допуская участия отца в воспитании. Если ребенок похож на отца и испытывает потребность эмоционального контакта с ним, подобная конфликтная структура семейных отношений может неблагоприятно сказаться на формировании характера ребенка и его последующих отношениях в браке.
Особая разновидность гиперопеки встречается у матерей с истерическими чертами характера, претенциозных, добивающихся признания любой ценой. Средством этого является ребенок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются; вокруг ребенка создается ореол исключительности и нередко культ вседозволенности. Фактически же забота и любовь носят внешний, демонстративный характер, рассчитанный скорее на восхищение окружающих, публичный эффект, чем на реальный учет эмоциональных нужд и возрастных потребностей детей. Данный вариант гиперопеки наблюдается чаще в отношении единственных детей и в ряде случаев в неполной семье. Гиперопека здесь нередко восполняет аффективно заостренную потребность в привязанности и любви прежде всего у самих родителей.
Лежащее в основе гиперопеки стремление матери "привязать" к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко — страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.
Другой распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей. Часто такие мамы "залечивают" детей, они бесконечно водят их по врачам в поисках заболеваний, постоянно от чего-то лечат, добиваются освобождения ребенка от физкультуры в школе или особых условий питания или более внимательного отношения к нему. Из-за этого ребенок становится неуверенным в себе, мнительным, ощущение некой "особенности" мешает поддерживать социальные связи.
Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка. В известной мере родительское беспокойство может быть оправданным из-за неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств у детей, особенно при их физической и нервной ослабленности. Однако это порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.
Еще одна причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.
Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.
Родителям необходимо отдавать себе отчет в том, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой. Честное осознание скрытых мотивов своего поведения как правило способствует нормализации отношения к детям и всей внутрисемейной атмосферы.
Часто семьи, в которых ребенка опекают, выглядят вполне благополучными и счастливыми, социумом одобряется то, что о ребенке родители активно заботятся, за ним ухаживают, ему уделяется много времени, о матерях-гиперопекунах говорят: "Она хорошая мать", порой их приводят в пример мамам, которые меньше времени и внимания уделяют детям, бывает, что возводят чуть ли не в "матери-героини". Родители таких детей о своей семье часто говорят: "У нас благополучная семья", и не понимают, почему в их семье у ребенка проблемы. В нежелании признать, что семья проблемная (дисфункциональная), они обвиняют проблемах ребенка "плохие компании", чье-то "дурное влияние" "плохих учителей", общество, правительство, и другие внешние факторы, не понимая, что в компании не попадают, их выбирают по своим интересам и жизненной позиции, и что никто не сможет повлиять на ребенка, если в процессе воспитания помогать ему развиваться через его ошибки, а не воспитывать в нем беспомощность и подверженность влиянию.
Гиперопека - это одна из форм гиперконтроля. Напомню, что авторитарный (деспотичный, тираничный) стиль воспитания - это тоже гиперконтроль, грубо говоря, гиперопека - это более мягкое подчинение своей воле. Поэтому результат гиперопеки такой же как и при тирании: вырастает зависимая, беспомощная личность.