Умение отказывать
Добавлено: 06 май 2013, 04:41
НЕТ, ЗНАЧИТ – НЕТ!
Вам всякий раз неудобно отказывать людям в просьбах и вашей безотказностью беззастенчиво пользуются, даже если при этом явно страдают ваши собственные интересы? Эта статья для тех, кому важно:
- не брать на себя чужих обязательств;
- сохранять своё личное пространство;
- честно завершать отношения;
- научиться спокойно говорить «нет».
Прежде чем сказать «нет» или «да», нужно понять, что нам, собственно, предлагают. Если собеседник многословен, он не просит прямо и его речь наполнена объяснениями, дополнениями и эмоциями, через которые очень трудно добраться до сути, можно выслушать до конца – в надежде, что вскоре вы поймёте, о чём речь.
Но гораздо эффективней корректно прервать тираду и задать всё проясняющий вопрос: «Что вы хотите конкретно от меня?» Я обычно добавляю: «в одном предложении, пожалуйста». Если вам нужно время для принятия решения, обозначьте сразу сроки, когда вы готовы дать ответ, и каким образом он будет дан. «Я сама позвоню вам 15-го в четверг вечером». Если вы сразу понимаете, что это предложение вам не подходит, то наиболее экологично и для вас, и для собеседника отказаться сразу, а не отвечать уклончиво «даже не знаю», «может быть, не в этот раз», «давайте я вам перезвоню как-нибудь».
Корректный ответ в стиле «нет» состоит из трёх частей:
1. Сначала всегда суть: «Я не возьмусь за эту работу».
2. Затем пояснение: «Это не в моей компетенции». «Это не входит в мои обязанности, а мне и своих обязанностей хватает, хотелось бы выполнить их».
3. В завершение благодарность и прощание: «Спасибо за интересное предложение и за высказанное доверие. До свидания!» «Прости, что не смогла помочь. Пока!» «Я была очень рада с вами работать всё это время. Спасибо за ценный опыт и возможность учиться. С уважением…»
Казалось бы, всё просто – бери и делай! Тогда почему же, сказав «нет», потом мы часто все равно вынуждены согласиться? Мы попали на один или сразу на несколько крючков.
1. Лесть «Нам посоветовали вас как лучшего специалиста», «Ты же самая опытная среди всех!», «Ты тот, кто лучше всех делал эту работу. Ты пример ответственности и профессионализма!». После лести в нашу сторону нам хочется сделать что-нибудь в благодарность, чтобы оправдать чужие ожидания. Помните, у Макса Фрая: «Хвалить меня – очень правильная стратегия. Из добросовестно похваленного меня можно свить не одну сотню метров хороших, качественных верёвок».
2. Кроме тебя некому! «Ты же понимаешь, что больше некому…», «Ты с самого начала на проекте, кроме тебя, никто не знает хорошо эту работу». Подобные заявления вызывают в нас чувство вины и нежелание кого-либо подводить своим отказом.
3. Прямые или косвенные угрозы, шантаж «Мы напишем в департамент и всем расскажем, какой вы хвалёный «хороший» специалист», «У нас в отделе не любят самых умных», «Ты же понимаешь, что после этого мы не сможем дать тебе хорошие рекомендации». Собеседник рассчитывает пробудить в вас страх и неуверенность. Если после таких заявлений вы сдадитесь, помните, что это всего лишь манипуляция. И, однажды заглотив наживку, вам будет очень трудно потом выйти из игры.
Будьте честны и открыты. Не надо что-то придумывать. Будьте вежливы. Достаточно просто твёрдого «нет». Помните, что у вас всегда есть право отказаться. Даже от тех предложений, «от которых не отказываются».
/Ирина Дыбова/
Вам всякий раз неудобно отказывать людям в просьбах и вашей безотказностью беззастенчиво пользуются, даже если при этом явно страдают ваши собственные интересы? Эта статья для тех, кому важно:
- не брать на себя чужих обязательств;
- сохранять своё личное пространство;
- честно завершать отношения;
- научиться спокойно говорить «нет».
Прежде чем сказать «нет» или «да», нужно понять, что нам, собственно, предлагают. Если собеседник многословен, он не просит прямо и его речь наполнена объяснениями, дополнениями и эмоциями, через которые очень трудно добраться до сути, можно выслушать до конца – в надежде, что вскоре вы поймёте, о чём речь.
Но гораздо эффективней корректно прервать тираду и задать всё проясняющий вопрос: «Что вы хотите конкретно от меня?» Я обычно добавляю: «в одном предложении, пожалуйста». Если вам нужно время для принятия решения, обозначьте сразу сроки, когда вы готовы дать ответ, и каким образом он будет дан. «Я сама позвоню вам 15-го в четверг вечером». Если вы сразу понимаете, что это предложение вам не подходит, то наиболее экологично и для вас, и для собеседника отказаться сразу, а не отвечать уклончиво «даже не знаю», «может быть, не в этот раз», «давайте я вам перезвоню как-нибудь».
Корректный ответ в стиле «нет» состоит из трёх частей:
1. Сначала всегда суть: «Я не возьмусь за эту работу».
2. Затем пояснение: «Это не в моей компетенции». «Это не входит в мои обязанности, а мне и своих обязанностей хватает, хотелось бы выполнить их».
3. В завершение благодарность и прощание: «Спасибо за интересное предложение и за высказанное доверие. До свидания!» «Прости, что не смогла помочь. Пока!» «Я была очень рада с вами работать всё это время. Спасибо за ценный опыт и возможность учиться. С уважением…»
Казалось бы, всё просто – бери и делай! Тогда почему же, сказав «нет», потом мы часто все равно вынуждены согласиться? Мы попали на один или сразу на несколько крючков.
1. Лесть «Нам посоветовали вас как лучшего специалиста», «Ты же самая опытная среди всех!», «Ты тот, кто лучше всех делал эту работу. Ты пример ответственности и профессионализма!». После лести в нашу сторону нам хочется сделать что-нибудь в благодарность, чтобы оправдать чужие ожидания. Помните, у Макса Фрая: «Хвалить меня – очень правильная стратегия. Из добросовестно похваленного меня можно свить не одну сотню метров хороших, качественных верёвок».
2. Кроме тебя некому! «Ты же понимаешь, что больше некому…», «Ты с самого начала на проекте, кроме тебя, никто не знает хорошо эту работу». Подобные заявления вызывают в нас чувство вины и нежелание кого-либо подводить своим отказом.
3. Прямые или косвенные угрозы, шантаж «Мы напишем в департамент и всем расскажем, какой вы хвалёный «хороший» специалист», «У нас в отделе не любят самых умных», «Ты же понимаешь, что после этого мы не сможем дать тебе хорошие рекомендации». Собеседник рассчитывает пробудить в вас страх и неуверенность. Если после таких заявлений вы сдадитесь, помните, что это всего лишь манипуляция. И, однажды заглотив наживку, вам будет очень трудно потом выйти из игры.
Будьте честны и открыты. Не надо что-то придумывать. Будьте вежливы. Достаточно просто твёрдого «нет». Помните, что у вас всегда есть право отказаться. Даже от тех предложений, «от которых не отказываются».
/Ирина Дыбова/