что же в группах напоминает секту? Коллективное зачитывание шагов и традиций? Коллективная молитва? Страх некоторых анонимных, что если покинут группу - сорвутся и умрут? Возможно что-то общее и есть, но... у сект (деструктивных культов) есть определенные признаки. Предлагаю рассмотреть их и разобраться, относятся ли они к группам самопомощи анонимных.
Итак. Признаки секты (ПО СТИВЕНУ ХЭССЕНУ). Рассмотрим по порядку, по одному признаку.
А. Контроль поведения.
1. Регулирование индивидуальной физической реальности: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает; какую пищу он ест; сколько ему позволяется спать; финансовая зависимость.
2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
3. Необходимо спрашивать разрешение для важных решений.
4. Награды и наказания.
5. Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль.
6. Жесткие правила и предписания.
7. Необходимость покорности и зависимости.
Под группы с натяжкой можно подвести если только 2 и 5. Да, в начале выздоровления бОльшая часть времени посвящаемся работе по шагам, лучше даже если все время будет этому посвящаться, поэтому первый шаг лучше делать в Реаб.центре. И да, на группах превалирует групповая мысль. Но только 1 час в день. Группы - это огромная поддержка. И конечно же, остальные пункты ну никак подтянуть под то, что происходит во время выздоровления с помощью групп. Человек сам выбирает где ему и с кем жить, какую одежду носить, что есть и сколько спать. Единственное, что в выздоровлении рекомендуют хорошо питаться, не быть голодным, и высыпаться, но эту рекомендацию может дать любой врач.
Следующий признак:
из этого перечня признаков ни один не подходит под описание того, что происходит на группах. Да, широко используются книги, буклеты, аудио- и видео- материалы, для того, чтобы зависимые имели больше знаний о проблеме, и могли найти ответы на свои вопросы.Б. Контроль информации.
1. Использование обмана (лжи): умышленно утаивая информацию; искажая информацию, чтобы сделать ее приемлемой; обманывая открыто.
2. Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; критическая информация; бывшие участники; загружать участников культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.
3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин: нет свободного доступа к информации; информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто что "должен знать".
4. Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе "приятельства" для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках).
5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды: бюллетени, журналы, газеты, аудиозаписи, видеозаписи и т.п.; неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников.
6. Использование исповеди: информация о "грехах" используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и контролировать — нет прощения или отпущения грехов.
На группах нет лидера, разумеется нет доносительства, и тем более слежки, приходящему на группы не диктуется чего не следует читать или смотреть, кому молится, в выборе информации он абсолютно свободен.
Следующий признак:
Один из навыков, которым учит Программа - безоценочность. Для выздоравливающих не бывает правильных или неправильных, хороших или плохих мыслей, есть только свой опыт выздоровления и опыт других выздоравливающих, насколько он правильный или хороший - никто не знает. Кроме того, программа напротив, помогает разобраться со своими защитными механизмами, мешающими выздоровлению: отрицанием, рационализацией, идеализацией, и многими другими, поэтому, в группах как раз все наоборот. И конечно никаких говорений, общений на языках и медитаций до посинения тоже не происходит. Есть только одна короткая молитва о душевном покое, которая однозначно не является техникой прекращения мышления.В. Контроль мышления.
1. Необходимость интернализации (понуждения к восприятию) групповой доктрины как "Истины": Схема — Реальность, Черное и Белое, Добро против Зла, "Мы против Них" ("групповое" против "внешнего" мира).
2. Принятие "нагруженного" языка (характеризующегося мыслительными клише).
3. Поощряются только "хорошие" и "правильные" мысли.
4. Техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность (мышление желаниями); монотонное говорение (скандирование), медитация, произнесение молитв, общение на "языках", пение или гудение.
5. Нет — критическим вопросам о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной.
6. Нет — альтернативным системам верования и признанию их правильными или хорошими
следующий признак:
Можно конечно подтянуть 7 пункт. Да, у многих зависимых есть страх уйти из групп, если зависимый уже умирал, а с помощью групп перестал употреблять и стал чувствовать себя хорошо, то группы по его мнению, для него могут стать единственным способом нормально жить, и он боится лишиться этой поддержки. У таких людей может резвиться зависимость от групп. Психологи таких людей называют "инвалиды группы". Их не много, но они есть как и в любой другой социальной системе есть неофиты и фанаты. По поводу остального, то на группах как раз все наоборот. Работая над собой, спектр чувств зависимого расширяется, от чувства вины он избавляется, стимулируется интерес к внешнему миру, зависимые стремятся избавиться от эмоциональных "качелей" и обрести состояние душевного покоя и здоровый, умеренный эмоциональный фон.Г. Контроль эмоций.
1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.
2. Заставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина.
3. Чрезмерное использование вины: вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом), откуда ты, твоя семья, твое прошлое, твои привязанности, твои мысли, чувства, поступки; социальная вина; историческая вина.
4. Чрезмерное использование страха: боязнь мыслить независимо, боязнь "внешнего" мира, боязнь врагов, боязнь потерять свое "спасение", боязнь природных бедствий.
5. Крайности эмоциональных пиков и спадов.
6. Ритуальное и часто публичное признание "грехов".
7. Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности "вовне"; страшные последствия будут иметь место, если вы уйдете; не может быть оправданных причин для выхода из культа.
Из вышесказанного можно заключить, что ни один из признаков секты не подходит для групп. И, конечно же, группы не являются сектой.
Поскольку одна из зависимостей, с которой я работаю - культовая зависимость, могу добавить от себя, что провести аналогию можно между употреблением и сектой, нежели группой и сектой. Секта - от слова "отсечь", "отсекать". Находясь в секте человек становится "отсеченным" от людей, общества, близких, он перестает находить с ними общий язык, проявлять интерес и общаться с теми, кто не интересуется тем же, чем и он. При развитии алкогольной или наркотической зависимости именно это с человеком и происходит. Но благодаря группам происходит обратный процесс: группы помогают человеку вернуться, социализироваться, найти контакт с внешним миром.
И еще. У Хассена не раскрыта тема техник остановки мышления. Точнее эти техники можно назвать техниками, изменяющими сознание. В сектах часто используются длительные медитации, дыхательные упражнения, и другие техники, вводящие в трансовые состояния. Психологи их называют "наркомания без наркотиков". Часто наркоманы (алкоголики) в поиске способа прекратить употрблять попадают в секты, в которых широко используются подобные техники. По-сути эти люди ищут "безопасные" способы изменить свое сознание. Но безопасных способов н бывает, и даже если человек впадает в измененку без хим.веществ - зависимость его прогрессирует, и он продолжает разрушать свою личность, только другим способом. Выздоровление с помощью групп поможет научиться жить в реальности, и не впадать в другие зависимости.